Из многих тем, предложенных правлением Рийгикогу на прошлой неделе для обсуждения депутатам, хочу остановиться на наиболее интересных многим людям.
Запрос коллеги Марики Туус касался внедрения в нашу жизнь дигитальных рецептов. Система начала работать с 1 января этого года. Около 90% аптек уже подписали соглашение с Рецептурным центром о присоединении к единой дигитальной системе. Но сегодня отчетливо видно, что работа с дигитальным рецептами дает большие сбои, и люди зачастую вынуждены долго ожидать получения лекарств. Особенно эти трудности заметны в сельской местности.
Сама система дигитальных рецептов во время ее разработки предусматривала возможность в течение 6 часов в масштабе государства составить 30 тысяч рецептов и продать по этим рецептам за это же время лекарства. Сегодня, к сожалению, дигитально составляется в течение дня примерно 23-24 тысяч рецептов, и есть возможность выкупить лекарства только по 16-17 тысячам рецептов. Из общего количества выписанных рецептов это составляет пока около 40%, остальные выписываются по старой схеме. В последние недели министр социальных дел Ханно Певкур вынужден был заказать независимую экспертизу с целью оценки технического обеспечения всего проекта.
Задавая вопросы министру, депутаты не высказывали протестов по самой идее перехода на дигитальное обслуживание населения в области продажи лекарств. Но поспешная, без соответствующей подготовки реализация этого проекта вышла боком и людям и государственной казне. По скромным оценкам министра, на завершение проекта надо еще 7-10 миллионов (а может, и больше). Как тут не провести параллель с историей о выплате пособий и пенсий инвалидам в прошлом году, которая стоила предыдущему министру социальных дел Марет Марипуу потери министерского портфеля. Однако, прошлогодний конфуз, причиной которого тоже была излишняя спешка, ничему не научил; видимо, слишком сильно действует на министров желание нашего премьера Андруса Ансипа быстро-быстро войти в пятерку наиболее развитых стран Евросоюза.
Следующая тема касается неравенства социальных гарантий проживающих в Эстонии людей в зависимости от их гражданства. Конкретнее, это связано с положением ветеранов Чернобыля и Афганистана в нашей стране. Фракция центристов некоторое время назад предлагала к рассмотрению поправки к закону, которые уровняли бы всех ветеранов Чернобыля по получаемым пособиям. Правящая коалиция в тот раз отвергла это предложение. Напомню, что 24 года назад мир узнал об одной из крупнейших катастроф прошлого века. В период 1986-1988 годов на ликвидацию последствий Чернобыльской трагедии было послано около 5000 человек, проживавших на территории Эстонии. Государство поддерживает на сегодняшний день только тех из них, кто имеет гражданство по рождению. И лишь нескольким самоуправлениям удается оказывать маленькую помощь всем, кто был в Чернобыле. О ветеранах Афганистана вроде бы вообще не принято говорить.
Ссылаясь на массу международных и внутригосударственных документов, министр социальных дел заявил, что правительство не планирует расширить социальные гарантии неграждан, участвовавших в ликвидации последствий чернобыльской аварии. На государственную помощь могут рассчитывать только те граждане, на которых распространяются параграфы Закона о репрессированных. На основании этого закона в 2010 году помощь по восстановлению здоровья оказывается только 1293 участникам ликвидации последствий катастрофы. Величина помощи определена на этот год в размере 2500 крон на человека.
Коллега Рейн Ратас назвал ответы министра «типичным ответом чиновника». К сожалению, надо констатировать, что большинство тех, кто работал почти четверть века назад в районе Чернобыля, сегодня не имеют гражданства нашего государства, и не могут рассчитывать на его помощь из-за позиции правящей коалиции.
Следует непременно сказать и о попытке оппозиции в лице фракции народного союза внести изменения в Закон о государственном пособии на погребение. Организация похорон для многих семей - не только эмоционально трудный момент, но и тяжелая финансовая нагрузка на семейный бюджет. Расходы, по самым скромным меркам, на сегодняшний день обходятся в 8-10 тысяч крон. Для многих это затраты непосильные. Хочу напомнить, что выплата пособия на погребение со стороны государства была отменена с 1 июля прошлого года. В 2008-2009 годах величина пособия составляла 3000 крон. Если сегодня вернуться к системе выплаты прошлого года, то нагрузка на бюджет государства увеличится лишь на 20-25 миллионов крон. Многие находят, что это для государства вполне посильно. Финансовая комиссия рассмотрела предложение с 1 июля этого года вернуться к старой системе выплат, и приняла решение не поддерживать проект народников. На общем голосовании проект поддержали депутаты от оппозиции, но их 35-ти голосов не хватило, чтобы он прошел, так как противников проекта было 44; вы, наверное, догадываетесь, что это были представители правящей коалиции.
Валерий Корб,
депутат парламента Эстонии (Рийгикогу)