вторник, 17 августа 2010 г.

Вести из Рийгикогу, 26 апреля 2010

Из многих тем, предложенных правлением Рийгикогу на прошлой неделе для обсуждения депутатам, хочу остановиться на наиболее интересных многим людям.

Запрос коллеги Марики Туус касался внедрения в нашу жизнь дигитальных рецептов. Система начала работать с 1 января этого года. Около 90% аптек уже подписали соглашение с Рецептурным центром о присоединении к единой дигитальной системе. Но сегодня отчетливо видно, что работа с дигитальным рецептами дает большие сбои, и люди зачастую вынуждены долго ожидать получения лекарств. Особенно эти трудности заметны в сельской местности.
Сама система дигитальных рецептов во время ее разработки предусматривала возможность в течение 6 часов в масштабе государства составить 30 тысяч рецептов и продать по этим рецептам за это же время лекарства. Сегодня, к сожалению, дигитально составляется в течение дня примерно 23-24 тысяч рецептов, и есть возможность выкупить лекарства только по 16-17 тысячам рецептов. Из общего количества выписанных рецептов это составляет пока около 40%, остальные выписываются по старой схеме. В последние недели министр социальных дел Ханно Певкур вынужден был заказать независимую экспертизу с целью оценки технического обеспечения всего проекта.
Задавая вопросы министру, депутаты не высказывали протестов по самой идее перехода на дигитальное обслуживание населения в области продажи лекарств. Но поспешная, без соответствующей подготовки реализация этого проекта вышла боком и людям и государственной казне. По скромным оценкам министра, на завершение проекта надо еще 7-10 миллионов (а может, и больше). Как тут не провести параллель с историей о выплате пособий и пенсий инвалидам в прошлом году, которая стоила предыдущему министру социальных дел Марет Марипуу потери министерского портфеля. Однако, прошлогодний конфуз, причиной которого тоже была излишняя спешка, ничему не научил; видимо, слишком сильно действует на министров желание нашего премьера Андруса Ансипа быстро-быстро войти в пятерку наиболее развитых стран Евросоюза.
Следующая тема касается неравенства социальных гарантий проживающих в Эстонии людей в зависимости от их гражданства. Конкретнее, это связано с положением ветеранов Чернобыля и Афганистана в нашей стране. Фракция центристов некоторое время назад предлагала к рассмотрению поправки к закону, которые уровняли бы всех ветеранов Чернобыля по получаемым пособиям. Правящая коалиция в тот раз отвергла это предложение. Напомню, что 24 года назад мир узнал об одной из крупнейших катастроф прошлого века. В период 1986-1988 годов на ликвидацию последствий Чернобыльской трагедии было послано около 5000 человек, проживавших на территории Эстонии. Государство поддерживает на сегодняшний день только тех из них, кто имеет гражданство по рождению. И лишь нескольким самоуправлениям удается оказывать маленькую помощь всем, кто был в Чернобыле. О ветеранах Афганистана вроде бы вообще не принято говорить.
Ссылаясь на массу международных и внутригосударственных документов, министр социальных дел заявил, что правительство не планирует расширить социальные гарантии неграждан, участвовавших в ликвидации последствий чернобыльской аварии. На государственную помощь могут рассчитывать только те граждане, на которых распространяются параграфы Закона о репрессированных. На основании этого закона в 2010 году помощь по восстановлению здоровья оказывается только 1293 участникам ликвидации последствий катастрофы. Величина помощи определена на этот год в размере 2500 крон на человека.
Коллега Рейн Ратас назвал ответы министра «типичным ответом чиновника». К сожалению, надо констатировать, что большинство тех, кто работал почти четверть века назад в районе Чернобыля, сегодня не имеют гражданства нашего государства, и не могут рассчитывать на его помощь из-за позиции правящей коалиции.
Следует непременно сказать и о попытке оппозиции в лице фракции народного союза внести изменения в Закон о государственном пособии на погребение. Организация похорон для многих семей - не только эмоционально трудный момент, но и тяжелая финансовая нагрузка на семейный бюджет. Расходы, по самым скромным меркам, на сегодняшний день обходятся в 8-10 тысяч крон. Для многих это затраты непосильные. Хочу напомнить, что выплата пособия на погребение со стороны государства была отменена с 1 июля прошлого года. В 2008-2009 годах величина пособия составляла 3000 крон. Если сегодня вернуться к системе выплаты прошлого года, то нагрузка на бюджет государства увеличится лишь на 20-25 миллионов крон. Многие находят, что это для государства вполне посильно. Финансовая комиссия рассмотрела предложение с 1 июля этого года вернуться к старой системе выплат, и приняла решение не поддерживать проект народников. На общем голосовании проект поддержали депутаты от оппозиции, но их 35-ти голосов не хватило, чтобы он прошел, так как противников проекта было 44; вы, наверное, догадываетесь, что это были представители правящей коалиции.


Валерий Корб,
депутат парламента Эстонии (Рийгикогу)