вторник, 17 августа 2010 г.

Вести из Рийгикогу, 24 мая 2010

Из тем, которые поднимались в парламенте на прошлой неделе, хочу выделить одну. Фракция центристов выступила с предложением внести поправки в Закон о налоге с оборота. Как сказала выступившая от имени фракции ее руководитель Кадри Симсон, несмотря на то, что на улице весна, тема поправок непосредственно касается холодных дней в году. Речь идет о налоге с оборота за покупаемое и оплачиваемое тепло, величина которого сегодня составляет 20%.

Следует напомнить, что 10 декабря 2003 года было принято решение о переходе налога с 5% на 18% . Несмотря на протесты, голосами реформистов и республиканцев (которые сегодня идут под флагом Исамаалийта и народников) это предложение было принято. Тогда же решили, что с 1 июля 2007 года ставка налога с оброта поднимется до 18% также для ветровой энергии и гидроэнергии. Решение касалось индивидуального жилья, квартирных товариществ, церковных, больничных зданий и сооружений, за отопление которых расчет идет из городских, волостных и государственного бюджетов.
Здесь уместно сказать и о другом показателе, влияющем на конечную цену тепла - акцизе на виды топлива. Например, акциз на природный газ, который использовался для отопления жилья, до июня 2007 года был равен 0, затем он был определен в размере 157 крон за 1000 кубометров. Что, конечно, сказалось на очередном росте счетов у тех, кто пользуется при обогреве зданий газом.
Все помнят, что в прошлом году для того, что бы удержать бюджет государства в рамках требований перехода на евро, трижды менялись его показатели. В первую очередь поднимался налог с оборота, он уже составляет 20%. Что касается того же природного газа, то акциз на него вырос до 367 крон за 1000 кубометров. Это означает, что государство за счет акциза на природный газ заработает 246 миллионов крон, а сумма налога с оборота в конце года должна составить 560 миллионов крон.
Наверное, каждый из нас на примере собственного жилья может подтвердить неуклонный рост стоимости тепла в последние годы. Сегодня для многих плата за тепло становиться в прямом смысле слова непосильной, особенно для тех, у кого доходы минимальные. Такие люди составляют значительную часть населения страны, и этому не приходится удивляться в ситуации, когда почти сто тысяч человек через биржу пытаются найти себе работу, а третья часть пенсионеров живет на краю бедности. Иногда человек стоит перед тяжелым выборм: оплатить счет за тепло, или использовать деньги на питание.
Для Кохтла-Ярве (и не только) проблема формирования цены на тепло усложняется очень старыми, давно амортизированными источниками тепла и системами передачи его до потребителя, особенно сильно это сказывается в малых частях города. Городское управление вынуждено помогать тем, кто проживает в Ору, Сомпа и Кукрузе дотациями на тепло, иначе цены для них были бы совершенно неподъемными.
Отдельная тема разговора – использование в части жилфонда для обогрева домов дров, каменного угля, или, скажем, торфа. Тут есть свои проблемы.
Предложение центристов было достаточно простым: снизить ставку налога с оборота на тепло с 20% до 9% для физических лиц, квартирных товариществ, а также предприятий и организаций, чье финансирование идет из бюджетов местных самоуправлений или государства. Это снижение позволило бы сохранить населению и государству около 300 миллионов крон. Но депутаты из фракции зеленых перевели разговор на необходимость сохранения тепла в жилых домах, а реформисты стали рассуждать о проблемах государственного бюджета.
Финансовая комиссия парламента, которую возглавляет реформист Таави Рыйвас, рассмотрев предложенный проект закона, предложила отклонить поправки центристов, что и было сделано коалиционным большинством при голосовании.


Валерий Корб,
депутат парламента Эстонии (Рийгикогу)