вторник, 17 августа 2010 г.

Вести из Рийгикогу, 2 февраля 2010

Похоже, что холодная погода усиливает напряженность в политической жизни страны. Видимо были правы те, кто предполагал, что после рождественских каникул начнется активный период подготовки к следующим парламентским выборам, которые состояться через 13 месяцев.
Но вместе с тем продолжается и повседневная работа в Рийгикогу. На прошлой неделе, в понедельник, правительство подготовило ответы на два запроса депутатов.
Первый запрос депутатов был направлен в Министерство окружающей среды, с целью получения информации о проведении АО Ээсти Энергия подготовительной работы на острове Суур-Пакри по возможному строительству там атомной электростанции. Если помните, уважаемый читатель, почти год назад в средствах массовой информации прошел достаточно оживленный диспут о возможном месте расположения будущей атомной станции. Один из вариантов предлагал использовать в схеме станции отработанные шахтные выработки. Сегодня, похоже, за основу взят вариант размещения атомной станции на островах Пакри ( что, впрочем, пока не исключает и другие варианты). Министерство окружающей среды в ноябре 2009 года передало некоторое количество земельных участков, принадлежащих государству, во владение Министерства экономики и коммуникаций, которое, в свою очередь, за 428 миллионов продало ее АО Ээсти Энергия. Общая площадь этой земли составляет около 700 гектаров.
Проживающие там люди не согласны с действиями министерств и энергетиков, считая, что под угрозу ставится как историческое наследие культуры на островах, так и расположенный там заповедник.
Отвечая на запрос депутатов, министр Яанус Тамкиви подтвердил, что в разрешении, выданном на проведение изыскательских работ, есть масса оговорок, которые, по его мнению, должны исключить опасность нарушения повседневного ритма жизни существующего заповедника и жителей острова. Конечно, предстоит сделать и оценку влияния на окружающую среду, провести массу исследований и согласований. Приближающийся срок полного открытия энергетического рынка (01.01.2013) подталкивает к ускорению работ для осуществления проекта получения энергии из мирного атома. Правда, в любом случае, завершить этот проект удастся, по оценке специалистов, не ранее, чем через 20 лет. Напомню, что решения о строительстве атомной станции еще нет. Нельзя не согласиться с высказыванием одного из коллег: строительство такого объекта - это не возведение котельной, которых в Эстонии достаточно много. Нет сомнений в том, что основная полемика – строить атомную станцию, или не строить, и если да, то в какой части Эстонии, - еще впереди.
Второй запрос касался любительской рыбной ловли, организацию которой регулирует Закон о рыбной ловле. Сегодня на льду Чудского озера и Пярнуского залива можно увидеть достаточно много рыбаков- любителей, которые приехали из соседней Латвии на несколько месяцев в Эстонию. Пойманная ими рыба сдается местным рыбакам, для которых зимнее время не совсем простое в плане результатов их работы. Хочу напомнить, что любительский лов рассматривается как активная форма проведения свободного времени, и пойманная рыба может быть использована в семье рыболова для собственного питания. Закон, принятый 1 марта 2004 года, запрещает улов от любительской рыбалки как покупать, так и продавать.
А теперь от депутатских запросов перейдем к основному документу, который парламент обсуждал на прошедшей неделе. Это проект Закона о внесении изменений в Закон о рынке электроэнергии. Напомню, что две недели назад обсуждение данного закона было остановлено. У депутатов возникло много вопросов, требующих разъяснений, поправок, согласований, прежде, чем стало бы возможным поддержать предложение открыть часть рынка энергии с 1 апреля текущего года.
После объявленного перерыва от фракций поступило 15 предложений по изменению проекта закона, и эти поправки дважды обсуждались на заседании комиссии Рийгикогу по хозяйственной деятельности. Из 11 членов комиссии 10 поддержали решение вынести проект на обсуждение в большой зал.
Уже говорилось о сроках открытия рынка. Центристы предложили отложить открытие энергетического рынка до 31 декабря 2011 года, но данное предложение нашей фракции не получило поддержки при голосовании поправок к закону.
Для нашего региона, Северо-Востока, без сомнения, ключевыми были две поправки, касающиеся сланцевых энергоблоков, производящих электроэнергию на Нарвской станции. В первоначальном варианте реформистами было предложено поддержать строительство одного энергоблока, при этом ссылались на трудности поиска денег для этого проекта. Расчетная стоимость реновации двух сланцевых энергоблоков составляет 24 миллиарда крон на 20 лет. Мощность блоков составляет по 300 МВт. Напомню, что у двух реновированных прежде блоков мощности составляют по 200 МВт. При идеальном варианте реновации четырех энергоблоков их суммарная мощность должна составить 1000 МВт, что дает 70% от необходимого энергопотребления всего государства.
Думаю, что о проблемах внедрения закона будем говорить еще не раз. Но следует выделить главные положения, вокруг которых будут строиться новые взаимоотношения на рынке продажи и покупки электроэнергии. Во-первых, будет продолжаться производство электроэнергии из сланца, обеспечивающее, по словам министра Юхана Партса, энергетическую безопасность государства на ближайшие годы. Во-вторых, более 100 основных промышленных предприятий государства через два месяца с условий фиксированных цен на электричество перейдут на открытый рынок, и будут работать уже по его законам. В-третьих, продолжится практика дотации производства восстановительной электроэнергии, ставшей выгодным бизнесом для многих, кто ратует за развитие ветряков и сжигание биомассы. В 2009 году дотация на восстановительную энергию составила около 450 миллионов, а на 2011 год эта сумма должна вырасти в два раза. В каждом киловатт-часе в 2007 году дотация составляла 3 сента, 2010 году- уже 12 сентов. Все эти суммы оплачивают потребители электричества.

В. Корб,
депутат парламента Эстонии (Рийгикогу)