вторник, 17 августа 2010 г.

Вести из Рийгикогу, 16 июня 2010

Осталась неделя до окончания весенней сессии в работе парламента, поэтому министерства, фракции стараются довести до канцелярии президента окончательные варианты поправок к законам.

В прошедшую среду правление Рийгикогу предложило в повестку дня 22 вопроса. Расскажу о наиболее важных из этих предложений.
Конечно, «гвоздем программы» стало голосование по Закону об основной школе и гимназии. Перед окончательным голосованием была надежда, что предложения, сделанные оппозицией, останутся в общих чертах в силе. Но последний анализ, проведенный нашей центристской фракцией, заставил прийти к выводу о невозможности поддержки окончательного варианта поправок к закону. Представляющая позицию центристов бывший министр образования коллега Майлис Реппс сказала, что хотя многие предложения, сделанные нами, в той или иной степени учтены, но в целом мы не можем дать мандат министру образования на принятие закона в такой форме. К сожалению, в законе не отражена должным образом организация питания в гимназиях, нет обязательств в отношении продолжения учебы после окончания основной школы, не затронуты вопросы организации работы групп продленного дня и подготовки детей перед началом учебы в школе, подготовки преподавателей в профессиональных центрах, деятельности вечерних школ... А главное, что заставляет задуматься над очередным шагом нашего правительства – каковы будут с принятием этого закона возможности организации учебного процесса местными органами власти? Несмотря на очередное расширение обязанностей для городов и волостей, правительство, действуя в своих традициях, не выделяет денег, необходимых для выполнения этих обязанностей, что может привести к тяжелым проблемам в области образования.
Несколько слов о предложении центристов, касающемся изменений в Законе о больничной кассе Эстонии, и в Законе об организации медицинских услуг. Цель предлагаемых изменений - сохранить доступность получаемых медицинских услуг хотя бы на сегодняшнем уровне, или несколько улучшить состояния дел в этой области. Наша фракция предложила дать возможность Совету больничной кассы использовать накопленные раньше денежные средства на медицинские услуги, и из этих денег начать оказывать помощь лечебным учреждениям в области капитальных затрат. Хотя Совет больничной кассы в юридическом плане самостоятелен, но на практике в экономическом плане выполняет политику правительства и министерства финансов. Уменьшение финансирования в сфере медицины, урезание бюджета самой кассы, естественно, сказалось на уменьшении объема медицинских услуг. Даже при таких условиях на счету больничной кассы скопилось около 2,5 миллиардов крон, ранее полученных через социальный налог.
На сегодняшний день правительство не приняло ни одного кардинального решения по использованию этих средств, хотя в последние годы медицина сократила объемы помощи нуждающимся. Вспомним о больничных листах, первые три дня которых оплачивает сам заболевший (что заставляет людей реже брать больничный лист и переносить болезнь практически на ногах), затем с четвертого дня заболевания эта ноша переноситься на работодателя, и лишь с девятого оплата идет через больничную кассу. Можно говорить и о лечении зубов, и о вынужденном расширении доли финансирования самих пациентов, а уменьшение лечебной помощи, в свою очередь, увеличивает длинную очередей к врачам.
Поправки к закону рассматривались на заседании социальной комиссии парламента, которая в очередной раз наложила вето на предложения центристов, что, конечно было знаком проголосовать «против» для большинства депутатов от коалиции в большом зале.
Это было не последнее голосование, в котором коалиция выступила против предложений от центристов. Другое предложение касалось Закона об услугах и поддержке рынка труда. Сам закон, как вы понимаете, должен касаться в первую очередь людей, не имеющих работы, и обязанных в этот период строить свои отношения с кассой по безработице. Люди, состоящие на учете в кассе, обязаны лично раз в месяц посещать ее. Чтобы до нее добраться, им нередко приходиться пользоваться общественным транспортом, что требует определенных расходов, не маленьких для безработного человека. Горожанам в этом смысле проще, но зато для жителей села это порой весьма накладно. Государственный контроль неоднократно обращал внимание общественности, что необходимо обеспечить одинаковую доступность оказываемых услуг по всей стране. Наверное, будет интересно узнать, что в Эстонии только в 26 самоуправлениях (из имеющихся 226) находятся бюро кассы по безработице. Жители двухсот других самоуправлений должны ежемесячно совершать довольно далекие поездки для личного посещения кассы. Суть нашего предложения была проста: компенсировать проезд до бюро кассы по безработицы один раз в месяц. Пример подобной оплаты уже существует сегодня, а именно - транспортные расходы безработным компенсируются в случае посещения ими производственной практики, курсов по переобучению. Не вдаваясь в ход обсуждения предложения, скажу, что данный проект был отвергнут коалицией; плохо это или хорошо - судить вам, уважаемый читатель.


Валерий Корб,
депутат парламента Эстонии (Рийгикогу)