вторник, 17 августа 2010 г.

Вести из Рийгикогу, 12 апреля 2010

В сегодняшнем своем материале прежде всего хочу выразить соболезнование всем живущим на эстонской земле полякам. На прошлой неделе на смоленщине произошло трагическое событие. Особенно ужасным оно является для польского народа.

Переходя к отчету о деятельности Рийгикогу, скажу, что из материалов, которые обсуждались на заседаниях на прошлой неделе, без сомнения, главным вопросом был закон, регулирующий повышение пенсионного возраста. О нем много написано. Стоит отметить, что его поддержали в момент окончательного голосования ровно 50 депутатов, представляющих фракции реформистов и исамалийта (напомню, что в парламенте 101 депутат). Депутаты от центристской, народной, социал-демократической фракций обратились к президенту страны с просьбой не объявлять поправки к Закону о пенсионном страховании, поскольку видят в нем существенные недостатки, в том числе юридические. В своем обращении центристы указывают, что решение Рийгикогу от 7 апреля противоречит основному закону государства - Конституции. Принятие столь важного документа требует консенсуса, и не должно проходить в такой спешке. Невооруженным глазом можно заметить, что такая «спринтерская гонка», видимо, была результатом обязательств перед теми, от кого зависит переход на европейскую валюту. Правящая коалиция любой ценой стремится к переходу на «евро», чтобы представить это как показатель хорошего состояния экономики и социальной сферы.
Но разве можно оспорить сам факт, что средняя продолжительность жизни в Эстонии является одной из самых низких в Европе, и около 17 тысяч пожилых людей ушли на пенсию по состоянию здоровья раньше установленного срока? Статистика - упрямая вещь, а она говорит только о 35% работающих в возрасте 63-64 лет. Повышение возраста ухода на пенсию не увеличивает числа налогоплательщиков, здесь, скорее, идет расширение количества людей, получающих социальные пособия.
Думаю, многие люди за последние дни так или иначе в разговорах затрагивали тему возраста выхода на пенсию, ведь она касается практически каждого. Может быть, это в меньшей степени касается молодежи, что вполне понятно: в двадцать лет не очень-то думают о пенсии.
Другая тема, которая обсуждалась в Рийгикогу на прошлой неделе, и которая, по-моему, заслуживает большего внимания, чем было до сих пор – это благополучие наших детей. Не очень часто в стенах парламента говорят на подобные конкретные темы. Вводную информацию по ситуации в течение 20 минут дала профессор Тартуского Университета госпожа Дагмар Кутсар. Доклад был далеким от политики. В самом начале своей речи профессор задала себе и депутатам вопрос, на который достаточно трудно однозначно ответить: что такое бедность или богатство ребенка? Самая упрощенная схема оценки – достаток, определяемый доходами семьи, в которой живет ребенок. Департамент статистики периодически делает выводы по затратам, которые идут на детей. По сравнению с 2007 годом их уровень в среднем сегодня не сильно изменился. Если считать за 100% сумму, которая тратится на взрослого человека за какой-то период времени, то затраты на ребенка дошкольного возраста составляют 80% , а на юношей и девушек, достигших 15-16 летнего возраста - целых 150%. Прошу понять правильно: это усредненные показатели статистики, и в конкретной семье соотношение может быть иным.
Больше проблем по содержанию детей, понятно, у многодетных семей, и семей, где воспитанием занимается только один из родителей. Здесь надо еще помнить, что разница в доходах женщин и мужчин составляет около 30%. В последние годы проблема безработицы все больше бьет по материальному благополучию детей в тех семьях, где один или оба родителя безработные. Не обходят стороной трудности даже тех, у кого есть работа. По данным за 2007 год относительная черта бедности составляла 4340 крон, а минимальная заработная плата - 4350 крон. Практически на одном уровне...
Думаю, что каждый из нас мог бы продолжить тему о воспитания молодого поколения. Причем дело не только в материальной обеспеченности. На уровне государства необходимо создавать единую социальную политику по отношению к юным гражданам страны. Не хочу сказать, что сейчас ее нет совсем. В странах Евросоюза, по оценке ученых, занимающихся этой проблемой, мы не на последнем месте. Но и до лидирующих позиций далеко.
Как вы могли заметить, в этой статье я вынужден приводить цифры трехлетней давности, потому что более поздних исследований не проводилось, новых данных просто нет. Это тоже показатель состояния социальной политики в отношении детей. Конечно, нетрудно, основываясь на цифрах 2007 года, составить представление о нынешней ситуации. Состояние экономики, уровень поступлений в бюджеты государства и местных самоуправлений, доходы семей – это все неразрывно связано.
Наша задача - раскрыть потенциал ребенка. Для этого необходимо комплексное воздействие множества, так сказать, «инструментов». Это и посещение детского сада, школы, спортивных клубов, детских комнат, домов культуры... Если наше государство не сможет создать условия к материальному существованию этих «инструментов», формирующих подрастающее поколение, то, увы, в будущем, это скажется на обществе далеко не лучшим образом.

Валерий Корб,
депутат парламента Эстонии ( Рийгикогу)