На прошлой неделе парламент начал свою серию зимне-весенних заседаний, которая продлиться до середины июня. Статистические данные говорят о том, что в прошлом году парламент собирался 125 раз. Уместно вспомнить, что в нынешнем составе Рийгикогу предстоит работать еще 14 месяцев. А о качестве работы каждого из депутатов судить вам, уважаемые избиратели.
С начала года на суд общественности вынесено несколько тем, которые затрагивают очень многих. Правящая коалиция акцентирует внимание на том, что приближается срок вхождения Эстонии в список государств (их пока 16), денежной единицей которых является евро. При этом высказывается довольно туманная надежда на то, что это панацея от всех наших бед. Ждать осталось недолго, предварительное решение из Брюсселя должно поступить в марте этого года, а к июлю должно быть принято окончательное решение.
Все с тревогой задумываются, сохранятся ли хотя бы на нынешнем уровне доходы семьи, самоуправления, государства, предприятия, банка. Доходы Swedbanka составили в 2008 году порядка 1,4 миллиарда крон, чуть меньше они у SEB банка (1,045 миллиарда). Если к показателям крупных банков добавить результаты более мелких, увидим, что общая прибыль за счет предоставляемых ими услуг составляет около 3 миллиардов. Для сравнения можно сказать, что это цифра двухлетнего бюджета города Тарту, а для Кохтла-Ярве она вообще составляет хороший бюджет на пятилетку. Что бы нам ни говорили, цены на услуги наших банков значительно выше, чем у материнских, находящихся в Швеции.
Тем не менее, многие говорят о начале оздоровлении экономики страны. Благоприятное развитие важнейших экспортных рынков Эстонии поможет оздоровлению экономики, а при поддержке экспорта и инвестиций Swedbank прогнозирует в этом году 1,5-процентный экономический рост, сообщила старший аналитик банка Мари Лаури. Правда, вспоминается, что год назад многие аналитики говорили о предполагаемом 2% росте хозяйства государства, но, к сожалению, показатели четвертого квартала оказались в районе «минус 15%».
На мой взгляд, в нынешних условиях основной показатель эффективности экономики государства - это занятость населения на производстве. Именно на создание новых рабочих мест и сохранение существующих должна быть направлена политика и работа всего государственного аппарата и местных самоуправлений. Год назад красивая реклама от Марта Лаара обещала в 2009 году работать так, что в результате появится 50 тысяч рабочих мест. Всем было понятно, что это обещание одного из компаньонов по нынешнему правительству, которое берет обязательство существенно поправить ситуацию в области трудозанятости. Но в итоге получилось обратное: именно на эту цифру – 50 тысяч – выросло число безработных, а общее количество их в государстве увеличилось до 102 тысяч. Из них 40 тысяч ищут работу уже более одного года.
Тема государственной политики в области трудозанятости населения была главной, которую поднимали депутаты от оппозиции на проходившем неделю назад инфочасе в Рийгикогу. Отвечали на вопросы премьер-министр Андрус Ансип и региональный министр Сийм Кийслер. Премьер считает, что если бы не консервативная политика правительства по отношению к бюджету, количество не имеющих работу могло бы быть в два раза больше. Правда, была не понятна его риторика о новых и старых рабочих местах, о смене рабочих мест. Странным кажется заявление премьер-министра, что работу в течение года меняют 30% людей. Просто какой-то проходной двор, бросовое отношение людей к своей профессии. Трудно поверить, что вокруг такая текучесть кадров. Еще труднее согласиться с утверждением Ансипа о возможностях людей, оставшихся без рабочего места, справиться с оплатой коммунальных платежей, ведь пособие по безработице получают только 35 000 тысяч безработных. И не просто так министр экономики и коммуникаций Юхан Партс в своем интервью советует искать рабочие места за границей. Его товарищ по партии Исамаалийт, генеральный секретарь М. Цахкна, в своем письме заявил: немногие знают о том, что на фоне роста безработицы в Эстонии было создано около 30 000 новых рабочих мест. В то же время Цахкна не объясняет, где и при каких обстоятельствах созданы эти 30 000 рабочих мест. Может быть, он имеет в виду созданные в некоторых городах Эстонии социальные рабочие места, или всё-таки новые, не существовавшие до 2009 года рабочие места? Похоже, с точными данными в нашем правительстве «напряженка».
Как всегда по понедельникам, министры отвечали на запросы депутатов. На этот раз запросы касались строительства пограничной железнодорожной станции Койдула на юго-востоке нашего государства. Другие запросы касались сроков криминального производства, изменений в системе специальных пенсий, вакцины против гриппа и контроля за качеством врачебной помощи.
В первом чтении в Рийгикогу на прошлой неделе рассматривались проекты законов о внесении дополнений в статью 22 Закона о социальном попечительстве, о внесении изменений в Закон о применении единой сельскохозяйственной политики Европейского Союза, о внесении изменений в Закон о языке и Закон о гражданстве, о внесении изменений в Закон о лекарствах, в Закон о наркотических и психотропных веществах и их исходных веществах, о внесении изменений в Пенитенциарный кодекс.
Во втором чтении рассматривались четыре закона. Это проект Закона о ратификации изменений в Конвенции об оценке трансграничного воздействия на окружающую среду и Протокола по стратегической экологической оценке, проект Закона о внесении изменений в Пенитенциарный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Закон о конкуренции, проект Закона о внесении изменений в Закон о судебной экспертизе, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и в Закон об установлении причины смерти.
Наиболее дискуссионным оказался проект изменений в Закон о рынке электроэнергии. Предполагалось, что на прошлой неделе поправки к этому закону будут приняты полностью, но при голосовании оказалось, что фракция реформистов разделилась во мнениях. Требование открыть у нас рынок электроэнергии исходит из документа о присоединении Эстонии к Евросоюзу. Об этом все знают, и не один год. Предполагалось приступить к формированию рынка продажи и приобретения электроэнергии в два этапа. Первые этап должен был начаться 1апреля 2010 года, причем с этого дня под правила работы свободного рынка должно было попасть только 35% объема произведенной электроэнергии, и это затронуло бы около 100 наиболее крупных предприятий. Второй этап работы рынка планировалось начать с 1 января 2013 года, когда для всех потребителей должны существовать рыночные отношения.
Председатель комиссии парламента по хозяйственной деятельности коллега Урмас Клаас признает, что необходимо было принять решения по созданию разветвленной сети передачи электричества. Но сегодня реально существует Прибалтийская сеть, она соединена маленькой ниточкой в 200 мегаватт с Финляндией, и это все. Создается впечатление, что мы опять проспали из-за своих политических капризов. Догонять всегда сложнее, если это вообще возможно.
Валерий Корб,
депутат парламента Эстонии (Рийгикогу)