Особенностью прошедшей недели работы парламента было то, что в течение двух дней депутаты обсуждали главный нынешний вопрос - тудозанятость населения. Фракции доверили своим лидерам высказаться по ситуации, которая является большой проблемой для очень многих людей.
От центристов выступал Эдгар Сависаар, от Исамаалийта - Март Лаар, от реформистов - министр социальных дел Ханно Певкур. Фракция зеленых попросила выступить депутата Европейского парламента Индрека Таранда, речь которого, правда, была похожа на философские размышления, а не на программу с конкретными предложениями. Но уже сам факт присутствия на трибуне Рийгикогу депутата Европейского парламента - явление неординарное.
Последние цифры статистики говорят о продолжающемся росте числа безработных, причем показатели из недели в неделю постоянны. Правительство периодически озвучивает темы, которые на время отвлекают общественность от безработицы. В заявлениях политиков правящей коалиции часто можно слышать высказывания, что наши трудности появились в результате мирового кризиса, и что у всех ситуация такая же, как у нас.
Однако факты показывают, что хотя трудности у других государств Европы тоже есть, но не в таких размерах. Вспомним, что на конец 2009 года уровень безработицы в нашей стране достиг 13,8% ( среди женщин-10,6%, среди мужчин-16,9%). А в целом по европейским государствам, согласно данным Евростата, средняя величина безработицы меньше 10%. В Чехии и Польше безработных 8%, в Болгарии и Румынии 7%, в Австрии 5%, в Голландии 4%. Каждую неделю в Эстонии на бирже по безработице регистрируются в среднем около 2,5 тысяч человек. Все больше становится людей, которым государство должно помогать справиться с трудностями жизни; в прошлом году таких людей было чуть более 38 тысяч. Эта цифра немногим меньше числа жителей Кохтла-Ярве.
Сегодня само прожиточное пособие в тысячу крон вызывает множество вопросов, поскольку стоимость продуктов питания увеличилась за три года на четверть. Особенно беспокоит, что в то время, когда все говорят о развитии инфотехнологий, более 9 тысяч человек, имеющих высшее образование, увы, не могут найти себе работу.
Видимо, правы те, кто говорит, что государству надо было уже несколько лет назад иметь план по сохранению существующих рабочих мест и созданию новых. У разных государств свои подходы к решению проблемы, все зависит от законодательной базы, состояния экономики, банковских условий и требований к бизнесу, уровня социальной защищенности. Некоторые решают проблему через налоговую политику (уменьшение подоходного налога с физического лица, снижение налогов на работающие предприятия, уменьшение налога с оборота, отсрочки платежей). В других странах правительства идут по пути усиления прямой помощи мелкому и среднему бизнесу, главным секторам национальной экономики, инвестированию общественного сектора (например, общественного транспорта). Есть примеры помощи безработным через целенаправленную финансовую и социальную поддержку. Думаю, не последней возможностью решения проблемы является сотрудничество государства и местных самоуправлений.
К сожалению, у нас политика правящей коалиции такова, что через средства массовой информации ужасному прессингу подвержено желание администрации города Таллинна сохранить или создать новые рабочие места. Причем такие же попытки делают все самоуправления Эстонии, у которых есть хоть какие-то финансовые возможности участвовать в проектах по улучшению трудозанятости населения. Напомню, что министр социальных дел в середине прошлого года говорил о необходимости затратить в среднем 400 тысяч крон для создания одного рабочего места в промышленности. Пакет помощи по занятости, принятый в столице в апреле 2009 года, предусматривает выделение 312 миллионов крон, при помощи которых надеются создать около 5 тысяч рабочих мест, из них три тысячи подходят под категорию социальных. Некоторые большие города Германии идут этим же путем. Достаточно часто в большом зале парламента из уст премьер-министра, министров финансов и социальных дел звучат слова о том, что на решение проблемы занятости людей в текущем году государство потратит 4 миллиарда крон. При нашем государственном бюджете это впечатляющая цифра, но должен констатировать, что эти деньги будут направлены государственным структурам, недоходным организациям, и лишь маленькая часть достанется городским и волостным управлениям. Хотя у кого, как не них, есть прямая заинтересованность в уменьшении числа безработных на своей территории. Не зря уже длительное время союзы городов и волостей ведут переговоры с государством об увеличении той доли отчислений из подоходного налога с физического лица, которая остается в руках местного самоуправления, до 11,93%.
Думаю, многие знакомы с предложением по созданию социальных рабочих мест, с которым к правительству обратилось Нарвское городское собрание. К сожалению, в прошедший четверг министр социальных дел не смог прокомментировать предложение депутатов Нарвы, и дать оценку возможного варианта развитий событий.
Надо сказать, что министры от партии Реформ всегда очень смело делают прогнозы на 15-20 лет вперед, однако сегодня всех прежде всего интересуют обещания на ближайший год. Но почти никто не решается прогнозировать уровень безработицы на этот год, кроме министерства финансов, которое называет цифру в 15-16% . Почему-то молчит со своими прогнозами и Банк Эстонии.
Считаю необходимым затронуть еще одну тему: поправки к Закону о пенсионном страховании. Документ по этой проблеме, который был представлен на рассмотрение парламента, сам по себе довольно короткий, но трудно найти человека, которого бы он не затрагивал. Суть его заключается в изменении пенсионного возраста. По состоянию на 2009 год возраст выхода на пенсию для мужчин составляет 63 года, для женщин - 60 лет и 6 месяцев. Исходя из демографической ситуации, правительство предполагает к 2017 году изменить возраст выхода на пенсию, установив его одинаковым для всех - с 65 лет. В объяснительной записке, прилагаемой к поправкам к закону, было сказано, что документ обсужден с социальными партнерами, но Центральный совет профсоюзов Эстонии уже заявил, что не принимал должным образом участия в обсуждении, и не считает его завершенным, поскольку пока остается без ответа слишком много вопросов.
С небольшим перевесом между голосовавшими «за» и «против» поправок они все же были приняты в первом чтении. Однако следует согласиться с профсоюзами и признать, что изменение пенсионного возраста настолько серьезный и сложный вопрос, что проявлять поспешность тут никак нельзя. Требуется всестороннее изучение проблемы, прежде чем можно будет взвешенно принять окончательное решение.
Валерий Корб,
депутат парламента Эстонии (Рийгикогу)