Главной темой трех заседаний Рийгикогу, состоявшихся на прошлой неделе, был Закон о введении ценовых барьеров на деятельность монополий. Закон рассматривался парламентом в третьем чтении еще 17 июня, и не был тогда провозглашенный президентом, поскольку он посчитал, что некоторые параграфы не соответствуют Основному закону государства.
Инициатива созыва внеочередного заседания по новому обсуждению закона исходила от фракций Исамаалийта и реформистов, поставивших себе задачу принять данный закон до осени, без основательной проработки. Имея преимущество в парламенте по количеству голосов, правящей коалиции удалось провести предложение, по которому параграфы нового текста начинают действовать с 1 ноября текущего года. Более того, президент посчитал, что новые поправки не противоречат принятым ранее законам, и Закон о ценовых барьерах для монополий можно вводить в жизнь.
Но мнения по обсуждаемой теме у депутатов от правящей коалиции и оппозиции отличаются. Сам закон затрагивает многие сферы жизни, однако наиболее важная его часть касается деятельности предприятий по продаже тепла и воды и, как следствие, формирование на них цен. Сегодня в разных частях государства цены на воду и тепло не одинаковы, и в определении их размера не последнюю роль играют местные самоуправления, с которыми производители обязаны согласовывать их величину. Согласно июньскому варианту обсуждаемого закона создавалась ситуация, по которой с 15 июля по 1 января 2011 года производителям тепла и поставщикам воды обсуждать устанавливаемые цены с властью на местах вообще не надо было бы, как и обращаться в Департамент по конкуренции. Практически создавался своеобразный правовой вакуум в защите потребителя. Иначе как браком в законотворчестве назвать ситуацию было нельзя, а проистекало это от чрезмерной поспешности в выполнении политического заказа, от желания протолкнуть любой ценой очередную идею, дающую политические дивиденды. Получить такие дивиденды правящей коалиции ужасно хочется в преддверии новых парламентских выборов в марте 2011 года, особенно в регионах, где поддержка правых партий русскоязычным избирателем не велика.
Сегодня выбрана для примера опять столица нашего государства, где коллеги центристы на последних муниципальных выборах получили решительную поддержку избирателей, несмотря на мощное политическое противостояние исамаалийтовцев и реформистов. Практически все депутаты от правящей коалиции в своих выступлениях приводили пример работы АО Таллинна Веси, где можно уже сегодня уменьшить цену на воду на 25%. Хотя, казалось бы, более ярким примером может послужить расположенная рядом со столицей волость Виймси, где стоимость воды практически в два раза выше, но о ней не говорят – там ведь у власти вовсе не представители партии центра.
Но вернемся к фирме Таллинна Веси, которая уже давно не принадлежит Городской управе Таллинна. Необходимо напомнить, что судьба этого предприятия решалась далекой осенью 1999 года, когда столицей руководили не центристы, а правые партии. Они решили, что необходимо приватизировать большинство акций водного предприятия, что и было сделано. Тогдашний мэр города исамаалийтовец Юри Мыйз подписал договор на 15 лет, который многие оценивают, мягко говоря, как очень неудачный для города. Но еще хуже то, что договором гарантировали AS Tallinna Vesi постоянную среднюю прибыль за 15 лет в размере 49% с оборота. Именно это и делает сегодня переговоры о снижении цены на воду в столице бессмысленными. Как видим, основа нынешней ценовой проблемы была заложена правыми партиями, и им не следовало бы делать вид, что они этого не помнят.
В ходе обсуждения поправок центристская фракция сделала четыре (из семи) предложения хозяйственной комиссии. Они касались предоставления возможности министерствам и местным самоуправлениям расширить при необходимости требования к качеству оказываемых услуг по водоснабжению, усиления контроля городов и волостей за качеством поступающей в жилые здания воды с использованием методики, утвержденной международными экспертами. Практически все данные предложения по существующей печальной традиции были «пропущены мимо ушей» правым большинством в парламенте.
Неубедительным показалось выступление Марта Лаара о необходимости голосовать за принятие поправок к закону, который, по его мнению, даст возможность замедлить рост коммунальных расходов и обуздать уже существующую монополию. Звучит красиво, но жизнь показывает, что принимаемые второпях законы, продиктованные политическим заказом, зачастую работают плохо, вопреки успокаивающим словам некоторых политиков.
В заключение сегодняшней темы хочу сказать следующее. Сейчас вся полнота власти в ценообразовании за тепло и воду передается в руки Департамента конкуренции. По мнению авторов изменений, это даст полную возможность контролировать почти 50 организаций поставщиков тепла и воды, расположенных по всей Эстонии. Возможности местных самоуправлений сводятся в этой части к минимуму, и это, видимо, главное, к чему стремились депутаты из Исамалийта и партии Реформ. Но фактически под лозунгом борьбы с монополией вводится централизация. Департамент конкуренции, который контролируется коалицией правящих партий, и который один компетентен в вопросах ценообразования на услуги в области коммунального хозяйства – мощный инструмент, особенно накануне больших политических событий, таких, как выборы нового парламента или президента.
Валерий Корб,
депутат парламента Эстонии (Рийгикогу)