вторник, 17 августа 2010 г.

Вести из Рийгикогу, 21 июня 2010

Последняя неделя весенней сессии в парламенте была достаточна интересна.

Во-первых, большое внимание привлек Закон о дорожном движении, который был рассмотрен в третьем чтении; поправки к нему начнут действовать с 1 января следующего года. Думаю, многим стоит повнимательнее познакомиться с поправками к закону, чтобы потом не оказаться в спорных ситуациях на дорогах.
Не остался без внимания и Закон о введении ценовых барьеров на деятельность монополий. Особенно любопытна та скорость, с которой его проводила правящая коалиция.
В последнем, третьем чтении обсуждались изменения в Законе об оружии, Законе о воде и Законе о химикатах, внесены поправки также в Закон об охоте, Закон о защите атмосферного воздуха, Закон о биоцидах, Закон об охране природы и Законы об отходах и о недрах. Может, кто-то найдет для себя интересное и в том, что новые параграфы появились в Законах о крепостной книге, о молодежной работе, о заказе художественных произведений, о социальном налоге и государственном имуществе.
Но не все проекты законов проходят так быстро необходимый круг согласований, и получают поддержку – особенно, если они предложены фракциями от оппозиции. Так было и с предложением от центристской фракции о внесении изменений в 5-ю статью Закона подоходном налоге. Суть предложения - увеличить долю самоуправлений в поступлениях от налога с физических лиц. Сегодня физические лица обязаны платить налог в размере 21% от доходов, и из этой величины волостям и городам, где проживает человек, остается 11,4%. Несколько лет назад этот процент составлял 11,93. Наше предложение заключалось в том, чтобы вернуться к этой величине. Казалось бы, не очень большая разница (0,53%), но для местных самоуправлений это была бы большая поддержка для выполнения задач, определенных государством.
Эстония в 1994 году ратифицировала Европейскую хартию, в которой государство берет на себя обязанность достаточного финансирования местных органов власти, чтобы они могли оказывать услуги населению, проживающему на их территории. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что на местах сейчас нет достаточных финансовых средств для выполнения задач, определенных конституцией и государственными законами. Дополнительные суммы необходимы для строительства современных детских садиков, школ, дорог, для общественного транспорта... Неоднократные сокращения бюджета в прошлом году, увеличение налога с оборота, подъем акцизов проходили и за счет сокращения поступлений в бюджеты городов и волостей. Сегодня можно сказать, что поступление налогов в государственную кассу имеет тенденцию к снижению. В 2008 году их поступило 70,4 миллиарда крон, а в 2009 году - только 63,4 миллиарда, то есть меньше почти на 10%. Вместе с этим уменьшилась и доходная база местных самоуправлений — с 14,1 миллиардов крон до 12,3 миллиардов. На нынешний, 2010 год, уровень поступлений в государственный бюджет определен в размере 61,7 миллиарда крон, что примерно на 12,4 % меньше, чем в 2008 году, а в тоже время доходная база местных самоуправлений уменьшена на 15,7%. Как видим, местные самоуправления страдают сильнее, чем государство в целом. Налицо ухудшение помощи бюджетам самоуправлений со стороны государства.
Особенно болезненным для местных самоуправлений было уменьшение их доли поступлений от налога с физических лиц с 11,93% на 11,4%. Это произошло 1 апреля 2009 года. «Первоапрельская шутка» правящей коалиции оказалась серьезным испытанием (продолжившимся и в этом году), тем более, что она была неожиданной, ведь к моменту внезапного уменьшения государством доходов городов и волостей во всех самоуправлениях были утверждены годовые бюджеты, заключены договора, оплачены ранее проведенные работы. В итоге часть проектов не удалось реализовать, или пришлось отложить их выполнение на более поздний срок. Многие руководители самоуправлений могли бы уточнить, что именно не удалось сделать - особенно те, кто не принадлежит к сторонникам партий правящей коалиции.
Для местных самоуправлений в прошлом году сокращение на 0,53% налога с физического лица обернулось недополучением 300 миллионов крон. Мало это, или много, судите сами.
Если предыдущая тема касалась сегодняшнего дня, то тема другой дискуссии касается уже целого будущего столетия. От имени фракций Исамаалийта и рефрмистов коллега Тынис Кыйв сделал предложение внести поправки в Конституцию государства. Напомню, что поправки в Основной закон государства должны подтвердить два состава парламента. Так что начало положено.
Суть предложения - упорядочить выборы во все законодательные органы, выборы Президента государства и выборы депутатов в Европарламент. К теме были подключены ученые, давшие свои заключения о влиянии частоты проводимых выборов на качество политических решений. Если вспомнить, что впервые идею озвучил премьер-министр Андрус Ансип почти полтора года назад, то срок для подготовки изменения в Конституции достаточный. Подсчитано, что при нынешней очередности выборов за сто следующих лет в семидесяти годах будут проходить те, или иные выборы, то есть целые 70 лет за столетие будут ознаменованы «предвыборной лихорадкой». По проекту поправок с 2027 года в один год будут проходить и выборы в парламент и в местные самоуправления (весной и осенью), а с 2029 года в течение одного года будут проходить и выборы Президента и депутатов в Европарламент (март - октябрь). Это позволит увеличить количество «политически спокойных» лет, когда выборы не будут проводиться. Для достижения такого ритма выборов необходимо дважды уменьшить сроки пребывания у власти местных самоуправлений с 2017 года по три года (в настоящее время 4 года) и президента с 2021 года по четыре года (в настоящее время 5 лет).


Валерий Корб,
депутат парламента Эстонии (Рийгикогу)