Финансирование страны в следующем году интересует многих, поэтому министру финансов Юргену Лиги было задано большое количество вопросов. Отвечая на них, министр сказал, что сегодня складываются условия, когда не ставится задача радикальных сокращений программ, как на государственном, так и на местном уровне. Добрая треть выступления министра была посвящена рассказу об успехах предыдущих решений на уровне государства. Сегодня, со слов министра, уже нет необходимости повышать налоговую нагрузку, как для предприятий, так и для простых граждан. На следующий год эта нагрузка должна уменьшиться с 35% до 34,9% в валовом внутреннем продукте. Правда, совсем недавно повысили налог с оборота с 18% до 20%... но то уже пройденный этап.
Надо сказать, не очень убедительно звучали утверждения о прозрачности, простоте и стабильности налоговой системы. Но постараемся верить, что доходы бюджета (по расчету Министерства финансов) в следующем году вырастут на 2%, а общий его объем составит 5,7 миллиардов евро. Львиная доля роста доходов произойдет опять таки за счет налога с оборота и социального налога.
Хочется надеяться, что обещанный рост финансирования школ и гимназий на 8% послужит улучшению условий образования для наших детей.
А сообщение о том, что на армию и вооружение будет потрачено 1,9% от наших бюджетных средств, прозвучало как-то не радостно. Мы упрямо идем к обещанным 2% трат на военные нужды, хотя соседи по Балтийским странам далеки от нашего показателя.
К сожалению, информации по многим важнейшим показателям из уст министра мы не услышали. А хотелось бы знать, как долго сохранится на столь низком уровне уже несколько лет замороженная величина прожиточного минимума? Каковы прогнозы по увеличению пенсии (в том числе по инвалидности)? Будет ли увеличена заработная плата у спасателей, полицейских, учителей и воспитателей? Улучшится ли ситуация с созданием рабочих мест? Сократятся ли очереди на прием к специалистам в лечебных учреждениях?..
Работа над государственным бюджетом следующего года перешла в стадию подачи предложений. Думаю, их будет предостаточно от оппозиционных фракций. Правда, опыт подсказывает, что правящее большинство в парламенте чаще всего предпочитает слышать только себя.
Хочу затронуть еще одну тему. Она косвенно связана с проектом Закона о языке, недавно предложенного правительством для рассмотрения в парламенте. Речь о росте числа граждан в нашем государстве. В июле можно было прочитать пресс-сообщение, где говорилось, что за первые шесть месяцев года эстонское гражданство получили 512 человек, и этот показатель почти в два раза меньше, чем за тот же период предыдущего года. Большинство из этих 512 человек были прежде людьми без гражданства, и только 34 человека имели до этого гражданство Российской Федерации. Надо сказать, что по состоянию на 1 июля нынешнего года в нашем государстве проживало 102 749 человек, имеющих вид на жительство, но не имеющих никакого гражданства. Для небольшой по численности населения Эстонии эта цифра чересчур велика и, что самое главное, за последние годы она не очень меняется.
По мнению нескольких депутатов от центристской фракции, подавших министру внутренних дел Марко Померанцу запрос, государство не в полной мере выполнило работу, которая дала бы возможность проживающим на территории страны лицам без гражданства получить его. Министр ответил, что, по его мнению, для получения гражданства прежде всего у самого человека должно быть желание, и уж ни в коей мере нельзя навязывать гражданство насильно.
Если рассмотреть ситуацию в цифрах, то она выглядит так: за десять последних лет путем натурализации гражданство Эстонии получили 39 269 человек. Самым «богатым» в этом смысле годом был 2005-й, когда гражданство Эстонии получили 6 635 человек. В последующем от года к году показатели становились все скромнее. Для любителей статистики хочу добавить, что в 1992 году доля не определившихся с гражданством от общего количества живущих в нашем государстве составляла 32%, в 1999 году - 13%, а в настоящее время она чуть меньше 9%.
Сегодня в городских управах достаточно часто можно видеть людей, желающих получить справку для оформления гражданства другого государства. За первый квартал текущего года 488 «серопаспортников» получили гражданство Российской Федерации, что составило 99% от всего количества ходатайствующих о получении гражданства других государств. Для сравнения: за этот же срок ходатайствующих о получении гражданства Украины было 2 человека, Белоруссии - 1, Литвы – тоже 1. Государство пытается разобраться в причинах, уменьшающих желание получить гражданство Эстонии. По заказу Министерства внутренних дел в 2008 году было проведено исследование, которое должно было дать ответ на этот вопрос. Во-первых, отмечены большие трудности в процессе сдачи экзаменов по эстонскому языку и конституции (думаю, что особо сложно это для старшего поколения), негативно влияют также нехватка среды общения, финансовые проблемы при посещении занятий (что бы ни говорили о помощи со стороны государства). Во- вторых, выявлено отсутствие мотивации для получения гражданства, особенно, после принятого восточным соседом решения о безвизовом пересечении границы для владельцев «серых паспортов».
Думаю, что каждый из вас, уважаемые читатели, может дополнить этот список причин, снижающих интерес к получению гражданства нашего государства.
На мой вопрос министру, беспокоит ли его ситуация, когда более 100 тысяч человек у нас не имеют гражданства, и как долго это может продлиться, прозвучал такой ответ: количество не имеющих гражданства постепенно снижается, однако число «неграждан» может оставаться значительным еще несколько десятков лет.
Ответ, надо сказать, вполне предсказуемый.
Валерий Корб,
депутат Рийгикогу