Из вопросов, которые обсуждались парламентом в последние недели, хочу обратить ваше внимание, уважаемый читатель, на некоторые моменты доклада главного контролера Михкеля Овийра об использовании государственного имущества и его сохранности в 2009 году.
Материал был представлен правительству, и вызвал неоднозначную реакцию среди членов кабинета министров.
Думаю, что надо согласиться с мнением главного контролера, когда он характеризует прошлый год для нашего государства как год, принесший показатели, соответствующие требованиям Европейского Союза, благодаря чему было принято решение о переходе Эстонии на новую денежную единицу - евро. Правда, тут можно напомнить, что эта денежная единица действует только в 16 из 27 государств ЕС, так что, видимо, это не главная панацея от всех трудностей.
Прошлый год характерен и другими показателями: наибольшим падением экономики страны за последние 15 лет, а также самым высоким уровнем безработицы.
Если посмотрим прогноз двухлетней давности о развитии экономики, то будет видно, что тогда на 2009 год планировали рост в районе 20%, что, как вы понимаете, оказалось большим просчетом. К сожалению, допустив ошибку, ее не спешили исправить даже тогда, когда экономические показатели резко пошли вниз. Чрезмерно оптимистический, оторванный от реальности взгляд правительства на ситуацию привел к тому, что уже в ходе падения экономики на 10% на утверждение был подан государственный бюджет, который предполагал рост на 2,6% в 2009 году. В первые месяцы прошлого года, когда жизнь заставила правительство осознать, что предполагаемого уровня доходов в государственном бюджете не будет, правящей коалиции пришлось дважды принимать негативный бюджет, и это уменьшило расходы в программе года на 9,2 миллиарда крон. А каждый негативный бюджет - это не только признание правительства в своих просчетах, но и жестокий удар по экономике государства, особенно болезненный в условиях развивающегося кризиса. Это тот случай, когда ошибки руководителей страны дорого обходятся ее народу.
Каждый год на уровне правительства утверждались стратегические цели, каким образом будут израсходованы деньги налогоплательщиков, и показатели конечных результатов. В процессе уменьшения расходов такая программа действий пересматривалась правительством шесть раз.
Несмотря на явное падение уровня экономического развития, в последние годы государство забирает от госпредприятий в казну все большую часть прибыли. Если в благополучном 2006 году общая сумма отчислений от доходов предприятий в бюджет государства составляла 1,3 миллиарда крон, то в кризисном 2009 году - 3,3 миллиарда. У самого крупного предприятия нашей страны, «Ээсти Энергия», государство взяло в 2008 году 625 миллионов крон, в следующем году эта цифра уже составила 1,4 миллиарда, но и это не рекорд, поскольку отчисления нынешнего года в казну государства на сегодняшний день уже превысили цифру прошлого года. На развитии предприятий такая практика, понятно, сказывается не лучшим образом. Конечно, государственные предприятия в большинстве своем созданы для стабильной финансовой подпитки бюджета страны, но значимость таких предприятий, как «Ээсти Энергия», слишком велика для экономики государства, чтобы не думать об их поступательном развитии на перспективу.
В сложной ситуации оказались и местные самоуправления, чьи бюджеты претерпели наибольшее падение за последние годы. Доходные части бюджетов городов и волостей упали до уровня 2007 года. Реакция государства на падение доходов со стороны самоуправлений была медленной и недостаточной. Значительное сокращение доходной базы самоуправлений было заметно уже в первом квартале 2009 года, а реальное уменьшение расходов началось во второй половине года. Примером уменьшения затрат служит переход администраций многих городов на четырехдневную рабочую неделю, что, естественно, уменьшает фонд заработной платы работников городских управ. Анализ бюджетов самоуправлений показывает, что больше всего сокращению подверглись средства, предназначенные для их хозяйственной деятельности а также инвестиции, которые уменьшились соответственно на 18% и 29%.
В городах и волостях наибольшие сокращения статей в местных бюджетах коснулись финансирования местных дорог, спорта, культуры и образования. Резервы уменьшились на 40%, или на 700 миллионов крон.
Государственная поддержка бюджетам самоуправлений (если это можно назвать поддержкой) оказалась непоследовательной. С одной стороны, была определена группа волостей и городов (45 самоуправлений) с наименьшей возможностью сокращения своих бюджетов, им было выделено 30 миллионов крон. С другой стороны, для самоуправлений правительство своим решением уменьшило величину доходной базы примерно на 5%, что, конечно, ухудшило их положение. Решение государства об уменьшении финансирования подтолкнуло Городское собрание Таллинна обратиться в Государственный суд, который признал, что организация финансирования самоуправлений находиться в противоречии с основным законом страны.
Не последнее место в отчете государственного контроля занимает анализ состояния дел в социальной сфере. Большое беспокойство вызывает ситуация в здравоохранении. Вся система здравоохранения в кадровом отношении состоит из семейных врачей и профильных специалистов, работающих в больницах разного уровня. Сегодня для работы в имеющихся лечебных учреждениях не хватает врачей, и по прогнозам в ближайшие годы количество вакансий только возрастет. Врачей, достигших пенсионного возраста, в 2008 году было 16%, а в общих больницах этот показатель составляет 26%. Обстановку ухудшает и отъезд врачей на работу за пределы государства.
Параллельно с медицинскими идут и проблемы образования, от уровня которого во многом зависят перспективы на будущее для подрастающего поколения. Основные трудности заключаются в нехватке учителей, в ограниченных возможностях улучшения материальной базы. Как и в медицине, в системе образования наблюдается растущий кадровый дефицит. Более 30% учителей – люди старше 50 лет, возраст 12% педагогов превышает 60 лет. Все меньше в школах учителей, не достигших 30-летнего возраста.
Поскольку финансирование и высшего, и профессионального, и общего образования зависит от суммы, выделяемой на одного ученика, возможности учебных заведений зависят от количества учащихся, которых, по статистике, с каждым годом становиться все меньше. В следующие пять лет количество учеников, которые получают образование в гимназиях, сократится на четверть. В прошлом году в гимназиях училось 28 719 учеников, а к 2014 году этот показатель уменьшится до уровня приблизительно 20 000.
В период с 2000 по 2010 год количество начальных школ уменьшилось на 99 единиц (58%), основных школ - на 34 (12%), гимназий на 16 (7%).
Особо надо отметить проблему перехода на преподавание на государственном языке в гимназиях с русским языком обучения, что требует подготовленных педагогов и, самое главное, способности учеников по окончании основной школы продолжать образование на эстонском языке. Это отдельная огромная тема, о которой приходиться говорить буквально при каждом посещении гимназий. Думаю, к ней мы вернемся еще не раз.
Валерий Корб,
депутат Рийгикогу