Одной из важных проблем, которые обсуждались на прошлой неделе в парламенте, была очередная попытка центристов изменить параграф 5 Закона о гражданстве. Сами предложенные изменения умещаются в две строчки. Но их принятие означало бы, что эстонское гражданство получит по праву рождения ребенок, родители которого проживают на территории Эстонии на основе постоянного вида на жительство, и не имеют гражданства.
Думаю, те, кто следит за развитием событий в политике, помнят, что это не первая попытка нашей фракции внести изменения в Закон о гражданстве. Само это предложение основано на желании изменить ситуацию с получением гражданства для родившихся в Эстонии детей, родители которых не имеют гражданства, но проживают в государстве постоянно.
Сегодня ситуация такова, что за детей решение принимают родители, и они должны ходатайствовать. По мнению центристов, существует противоречие между обязательствами, принятыми на себя нашим государством, и реальной ситуацией по защите прав ребенка.
Очевидно, что одним из ключевых пунктов широко рекламируемой государством интеграционной политики является вопрос получения гражданства теми, кто его на сегодняшний день не имеет. Хочу напомнить, что в стране проживает 102 тысячи человек, которые являются владельцам серых паспортов. Статистика говорит о снижении в последние годы числа случаев получения гражданства путем натурализации. Но ведь человек с рождения имеет право на имя и гражданство. Наша законодательная процедура, и это следует признать, действует не в русле общепринятых правил, закрепленных документами многих международных организаций.
В интересах Эстонии с момента рождения детей воспитывать их на основе чувств гражданина своей страны, это было бы хорошим сигналом для нашего общества.
К сожалению, голосов центристов не хватило для внесения поправки в закон. Представители фракции зеленых воздержались, социал-демократы не голосовали совсем, зато депутаты из реформистской партии и Исамаалийта дружно выступили против поправки.
Удивляет в данном вопросе позиция средств массовой информации, полностью проигнорировавших проблему, несмотря на то, что по этой тематике раньше были выступления и канцлера права, и представителей интеллектуальной элиты государства - Марью Лауристин, Михаила Бронштейна...
Гвоздем парламентской недели, без сомнения, было второе чтение Закона о государственном бюджете на 2011 год. Более 120 поправок, внесенных в текст закона депутатами от оппозиции, не получили поддержки правящей коалиции. Само обсуждение длилось около 23 часов, и плавно перешло на следующий день. Хочу заметить, что ночные заседания сами по себе совсем не нужны оппозиции, но для привлечения внимания к важным вопросам, которые в большинстве своем часто «забываются» средствами массовой информации, данная тактика вполне оправдана.
Все депутаты от центристской фракции выступили с 5-8 минутными речами, в которых высказали свои мнения, свой взгляд на распределение средств из бюджета следующего года по министерствам, государственным структурам, местным самоуправлениям. Обобщая высказывания коллег, следует сказать, что три года падения темпов экономического развития страны принесли слишком много проблем большей части ее жителей. Огромный рост числа безработных, резкий подъем цен на товары первой необходимости и услуги, рост акцизов, налогов... И это в условиях существующей в Эстонии системы пропорциональных налогов, выгодной для небольшой части богатых, но накладывающей лишнее бремя на людей со средними и низкими доходами – системы, которая в большинстве развитых стран считается устаревшей.
К сожалению, бюджет государства, предложенный кабинетом министров на следующий год, не «развязывает тугие узелки» сегодняшней повседневной жизни. Политика нынешнего правительства с каждым годом все заметнее отворачивается от социальной составляющей нашей жизни, все меньше внимания уделяется социальной защищенности человека.
Коллега Марика Туус в своем коротком выступлении сказала, что ведет своеобразный дневник с апреля 2007 года, когда кабинет министров приступил к выполнению своих обязанностей. Фактически этот дневник превратился в перечень действий правительства либо по «уменьшению и отмене», либо по «росту и увеличению», причем уменьшались или отменялись льготы, компенсации, пособия, а росли и увеличивались акцизы и налоги, что совсем не радует людей.
С разрешения автора приведу некоторые примеры из этого перечня. Середина 2007 года ознаменовалась подъемом акциза на топливо. Далее, отменили «ранцевое пособие» в размере 400 крон. Прекратили бесплатную доставку пенсий домой. Затем для наших ветеранов был принят закон, уменьшающий рост пенсии. Исчезла помощь в размере 3 000 крон так называемых «похоронных денег». Дальше – больше, следующий шаг уже касался всех, потому что прекратили выплаты со стороны государства во вторую ступень пенсионного фонда. Мы все помним, какие дебаты были по увеличению возраста ухода на пенсию, но в итоге решением правящей коалиции этот возраст был увеличен до 65 лет. Не остались в стороне и бюджеты местных самоуправлений, которые были неожиданно и существенно урезаны той же коалицией. Налог с оборота на медикаменты и оборудование с 5% подняли до 9%. Налог с оборота вырос, и сегодня достиг 20%. За два последних года цена на электричество для жителей выросла на 24%...
Перечень можно продолжать.
Искренне жаль, что, говоря о желании войти в пятерку богатых стран, достичь высоких показателей, наши лидеры упускают из виду простую истину: показатели государства зависят от показателей жизни людей в каждой семье, в каждом доме, в каждом самоуправлении. Благополучие цивилизованного государства основывается на благополучии его жителей, на их чувстве социальной защищенности – вот о чем надо помнить.
Валерий Корб,
депутат Рийгикогу