среда, 17 ноября 2010 г.

Вести из Рийгикогу, 17 ноября 2010

Из проблем, которые на прошлой неделе обсуждались в парламенте страны, хочу отметить две.
Первая касается жизни на селе. Эту тему для обсуждения предложила центристская фракция. По проблеме выступили председатель Центристской партии Эдгар Сависаар, председатель Эстонской сельскохозяйственно-торговой палаты   Ааво Мельдер и депутат Арво Сарапуу. Необычным было предложение центристов сделать доклад гостю из Финляндии, руководителю эстонского представительства в провинции Финляндии Кюменлааксо Пекка Линнайнену.  
Думаю, что всех нас беспокоит положение дел на селе, хотя на прилавках наших магазинов достаточно продуктов питания, доставленных из далеких  стран. В течение нескольких десятилетий мы привыкли  говорить о качественной продукции, изготовленной эстонскими производителями, гордились их умением организовать работу на селе, которая была хорошим примером для многих, кто приезжал перенимать опыт.
Сегодня в Эстонии 4 433 села, в которых проживает около 20% населения страны.
Представители старшего поколения, по всей видимости, помнят имена передовых производств, работавших на селе, о которых говорили  далеко за пределами Эстонии. Продажа их продукции на рынках и в магазинах больших городов северо-запада России была привычной. С точки зрения показателей деятельности аграрной сферы даже в нынешнее время мы обладаем уникальными возможностями, потому что в расчете на одного жителя у нас больше всего сельскохозяйственных угодий в сравнении с другими государствами Европы. Но при этом из расчета на 1 гектар обрабатываемых земель основных фондов в шесть раз меньше, чем в странах Евросоюза, что, конечно, негативно влияет на производительность труда. 
Если объем внутреннего рынка Эстонии принять за 100%, то можно сказать, что в нашем государстве производится 10% потребляемых  ягод и фруктов, 70 % овощей, 80% зерновых, 100% свинины и 140% молока. 
К сожалению, сельскохозяйственное производство  дает сейчас работу только 10 процентам людей, живущих на селе, и только 3 процентам людей от общего населения страны. После вступления Эстонии в Евросоюз количество рабочих мест на селе уменьшилось на 110 тысяч – из-за жесткой конкуренции.
Если говорить о валовом внутреннем продукте нашего государства, то сельхозпродукция составляет в нем только 1,9%. Это совсем небольшой показатель. Заработная плата в сельском хозяйстве на 30-35% меньше, чем средняя по стране (хочу напомнить, что средняя  цифра по стране - 12 тысяч крон).
На селе сегодня проблема занятости идет рядом с другой проблемой - ценообразования на сельхозпродукцию. Увеличение налога с оборота, рост акциза на топливо и электричество в последние годы сильно сказываются на результатах работы сельских предпринимателей. Неоднократно говорилось о том, что акциз на дизельное топливо, коим у нас заправляют сельскохозяйственную технику, в  пять раз выше, чем минимальная ставка, определенная в Европейском союзе. В большинстве стран Европы налог с оборота на сельхозпродукцию не превышает 10%, в Эстонии он почти в два раза выше.  Все это приводит к росту цен на продукцию, уменьшает возможность конкуренции на широком торговом поле. 
Много проблем и в социальной жизни на селе. В последние годы заметно исчезновение в сельской местности почтовых отделений, торговых точек, учебных заведений. Это ведет к оттоку населения.
Сегодня существуют совсем другие, чем прежде, требования к самой инфраструктуре сельской местности. Живущие на селе люди в современном мире не должны чувствовать себя где-то «в глуши»,  они вправе получать услуги разного направления – медицинские,  социальные, и т.д.  Индивидуальный транспорт, которого на селе все больше, улучшает связь с «большим миром» - при условии, что есть разветвленная сеть дорог, поддерживаемых в хорошем состоянии. Местным самоуправлениям Эстонии принадлежит 40%   дорог, на содержание которых требуются большие средства. В 2008 году из бюджета государства было потрачено на их содержание 1,9 миллиарда крон; к сожалению, в прошлом году на те же цели было потрачено на 0,7 миллиарда крон меньше. Естественно, это сказалось на уменьшении объемов ремонта и строительства дорог в сельской местности. 
Совсем недавно по инициативе центристов проходил пятый конгресс живущих на селе в Эстонии. Конгресс очень четко определил, что надо сделать, чтобы улучшить дела проживающих на селе. Выступающие говорили, что, не смотря на достаточно большую поддержку от Евросоюза, деятельность государства в сельском хозяйстве страны становиться менее эффективной, чем в предыдущие годы. Парадоксально, но некоторая часть помощи остается неиспользованной. Статистика говорит об убытках прошлого года, они составляют, ни много, ни мало, а 1,7 миллиарда крон. Отсутствие диалога о проблемах жизни сельчан смещает центр принятия решений все больше в кабинеты государственного аппарата. Видимо, прав господин А. Мельдер, сказавший, что необходимо государству  финансировать производство на селе в соответствии  с сельскохозяйственной политикой Евросоюза, пересмотреть акцизы и налог с оборота на продукты. Это было бы хорошим подарком потребителям. 
Вторая важная тема, о которой говорилось в парламенте на прошлой неделе – налоги. Сегодня многие экономисты, политики говорят о несовершенстве системы налогообложения в нашей стране. Некоторые  заявляют об этом громким голосом, некоторые – шепотом; но многих политиков все устраивает, и они не хотят ничего менять. Причем, если мы идем к экономической модели большинства стран, входящих в ЕС, или пытаемся заимствовать у них лучшее, то почему-то  в отношении налогов наших руководителей страны охватывает паралич действий. Особенно это хорошо просматривалось на фоне очередной попытки центристов изменить принцип формирования подоходного налога, действующий с 1993 года, когда и определили систему пропорциональности выплат. За прошедшие 17 лет в жизни нашего общества произошли огромные перемены. Основные механизмы взимания подоходного налога сегодня требуют нового подхода. Предлагаемый центристами многоступенчатый подоходный налог позволил бы перераспределить налоговую нагрузку, несколько увеличив ее для богатых, и облегчив для людей с небольшими доходами. По мнению инициаторов изменения закона, многоступенчатый подоходный налог позволил бы Эстонии добиться уверенного поступательного развития государства, увеличить доходную базу как государственной казны, так и бюджетов местных самоуправлений.
Сегодня в доходной части государственного бюджета поддержка Евросоюза достигает пятой части, и пора задуматься, что будет с нами, когда этот постепенно уменьшающийся поток помощи будет сворачиваться по-настоящему. Предпосылки к тому уже заметны. Да и продавать по-крупному,  кроме квот на загрязнение воздуха, больше будет нечего.
Правящая коалиция вновь отвергла предложение внести изменения в закон о подоходном налоге. Между тем от введения в жизнь предложений  центристов выиграли бы, в первую очередь, те налогоплательщики, у которых заработная плата меньше средней по стране. Какая величина средней заработной платы - уже говорилось; а людей, у которых она меньше средней,  у нас в стране около 65%.  Вот вместе и подумаем, кому выгодно отказаться от нового, и жить по-старому.   


Валерий Корб,
депутат Рийгикогу