среда, 13 октября 2010 г.

Вести из Рийгикогу, 13 октября 2010

Прошедшая неделя была в Рийгикогу свободной от заседаний. Тем не менее, депутаты и средства массовой информации активно изучают и обсуждают основной документ предстоящих месяцев – проект бюджета страны на 2011 год.
Напомню, что доходная часть бюджета планируется в объеме 89,4 миллиарда крон, расходная – 94,2 миллиарда крон. Если переводить эти деньги на поле новой денежной единицы - евро (а до ее прихода осталось чуть больше двух месяцев), наш государственный бюджет в следующем году будет составлять порядка 6 миллиардов. Полезно запомнить эту цифру, например, для того, чтобы в будущем сравнивать с бюджетами стран, входящих в «зону евро» (конечно, с учетом разницы в размерах государств).
В Эстонии (по оценке аналитиков) видны первые признаки выхода из затянувшегося кризиса. Не последнюю роль в этом процессе сыграло расширение экспортного сектора экономики.
К сожалению,  пока нет оснований говорить о росте внутреннего рынка. Составители государственного бюджета 2011 года предполагают, что в следующем году повысится доверие населения Эстонии к общей обстановке в экономике ЕС, и это послужит основанием для роста внутреннего рынка нашего государства. Особенностью 2009 года было резкое повышение общей суммы денег, находящихся на частных счетах,  такая тенденция видна и сейчас.  В  случае их вовлечения в оборот государственная казна (например, через налог с оборота и акцизы) должна получить хороший дополнительный «денежный поток», подпитывающий государственный кошелек в предстоящем году.
Нет сомнений, что на сегодняшний день наиболее важные темы для людей -  безработица  и повышение цен на товары и оказываемые услуги, но об этом из проекта бюджета прямую информацию не особо получишь.
Две недели назад премьер-министр Андрус Ансип при передаче проекта бюджета парламенту произнес речь. Она поневоле заставила вспомнить о политической риторике советских времен, только тогда боролись за урожай, а теперь в том же духе рассказывают о борьбе с безработицей.  Правительство обещает оставить финансирование борьбы с безработицей на уровне этого года, и это приводит к выводу, что резкого изменения ситуации не будет. В сентябре,  по информации  Кассы по безработице, вновь зарегистрированных безработных было несколько больше, чем в предыдущие месяцы, хотя общее количество зарегистрированных в кассе упало до рекордно низкой цифры за последнее время. Но и эта «низкая» цифра очень велика - почти 70 тысяч человек.
Достичь  трудозанятости населения в «докризисном» объеме предполагается лишь к  2014 году. А пока на государственном уровне фактически применяется принцип «спасение утопающих – дело рук самих уступающих», то есть заботы по поиску работы, увы, взваливаются на плечи ищущего. На Северо-Востоке уровень безработицы сегодня составляет 16,6%.
Но не только в безработице дело. Если бы граница, отделяющая материально обеспеченные слои населения от живущих в бедности, проходила между безработными и имеющими работу, то это было бы еще не так плохо, как есть на самом деле. Однако надо помнить о тех, кто хотя и работает, но получает минимальную, или еще меньшую плату, что при нынешних эстонских реалиях означает, мягко говоря, очень низкий уровень жизни. И таких много: по данным Налогового и Таможенного департамента,  минимальную заработную  плату (4350 крон, или, учитывая смену валюты - 278 евро) получало 19 448 человек, и еще  меньшую - 54 889 эстоноземельцев. Значит, у нас в государстве, помимо почти 70 тыс. безработных, есть еще 75 тысяч человек, которые едва могут сводить концы с концами. Но о них предпочитают вспоминать как можно реже; принято делать вид, что это материально благополучные люди, работающие.
Как желание оправдаться звучат из уст министра социальных дел Ханно Певкура слова о том, что размер минимальной заработной платы установлен соглашением между Центральным союзом профсоюзов и Союзом работодателей – а правительство тут как бы и ни при чем. Но  хочу напомнить, что это соглашение утверждено правительством. Не думаю, что те, кто сейчас правит государством, имеют сколько-то ясное представление о том, как на такие деньги прожить в течение месяца. Видимо, им достаточно в это верить. Так удобнее.



Валерий Корб,
депутат Рийгикогу