среда, 26 января 2011 г.

Вести из Рийгикогу, 26 января 2011

Хочу остановиться на нескольких темах, которые были в повестке дня заседаний парламента в течение последней недели.
Для нас, живущих на Северо-Востоке, интересен вопрос, который был поднят на заседании комиссии по охране окружающей среды. В конце прошлого года в комиссию поступило предложение от Эстонского Фонда природы пересмотреть Закон о природных ресурсах. В  параграфе 25 Закона о природных ресурсах определен объем годовой добычи сланца в размере 20 миллионов тонн. Эта цифра была определена несколько лет назад: 15 миллионов тонн для получения электроэнергии и 5 миллионов для работы химического комплекса. Но в некоторых программных документах, касающихся сланцедобычи, называется другая, значительно меньшая величина – 15 миллионов тонн. И периодически предпринимаются попытки узаконить именно ее. 
Цифра, предлагаемая правлением фонда, явно не обеспечивает ныне существующих объемов использования сланца как для энергетики,  так и для химической переработки нашего региона. Более того, помним, что совсем недавно концерн Ээсти Энергия начал создавать новые мощности по переработке сланца, видимо, предполагая расширение сланцевых объемов. Подписанное несколько недель назад соглашение о строительстве  сланцевой электростанции предполагает ввод в строй мощностей в 600 Мвт  в 2015 году.
За ходом обсуждения проблем трудозанятости, экономического спада, забыли в последнее время и о взятых обязательствах в 2013 году полностью открыть энергетический рынок страны.
Мне представляется, что предложение внести в закон изменения, уменьшающие объемы нынешнего сланцевого производства, больше носит сегодня популистский привкус перед выборами - под флагом «защиты окружающей среды». Тем не менее, подобные попытки резких изменений, чреватых болезненными последствиями для шахтеров и сланцехимиков, настораживают.
Вторая тема недели, оказавшаяся очень неприятной для правящей коалиции, и привлекшая внимание общественности и прессы - тема  обещанной ранее финансовой поддержки студентам, которые после окончания образования пошли работать в государственный сектор, и воспитывают детей в возрасте до 5 лет.  Видимо, 2009 год войдет в историю Эстонии, как год радикальных сокращений социальных пособий населению со стороны государства. Неудержимое желание  правящих партий быстро перейти на новую денежную систему требовало жесткой экономии, в итоге правительство отменило тогда многие государственные дотации малоимущим в нашей стране. В том числе – и дотацию студентам. Решение принималось в 2009 году очень поспешно, без широкого обсуждения. Многие молодые люди, которые планировали получение своего образования доверяя обещаниям государства и рассчитывая на партнерские отношения с ним, оказались обманутыми, когда у них отняли ранее обещанные дотации. А ведь не каждый из них может получить поддержку родителей.
Сама дискуссия в большом зале о предложении восстановить обещанную помощь студентам показала, что система компенсации студенческих займов сошла на нет.
Если мы хотим получить конкурентоспособную экономику на уровне европейских государств, и надеемся (согласно обещанию нашего премьер-министра) попасть в пятерку самых развитых стран, то без грамотных, качественно подготовленных  специалистов нам не обойтись. Остается только сожалеть, что непоследовательность и необязательность государства мешает достижению им же самим объявленных красивых целей.


Валерий Корб,
депутат Рийгикогу