четверг, 20 января 2011 г.

Вести из Рийгикогу, 20 января 2011

Работа парламента Эстонии нынешнего созыва вышла на финишную прямую. Осталось пять недель, затем после очередных выборов состав депутатов обновится. Хочу напомнить, уважаемый читатель, что выборы состоятся в первый выходной марта месяца. Впрочем, используя электронные средства связи,  желающие смогут голосовать уже сразу после годовщины государства. 
Прошедшая неделя заседаний не отличалась обилием вопросов в повестке дня. Тем не менее, министру социальных дел Ханно Певкуру  пришлось давать ответы по семи запросам от депутатов.  Запросы  касались системы пособий для лиц с физическими и психическими недостатками,  государственных заказов кассы по безработице и доступности курсов обучения для безработных, а также уровня самой безработицы и к компенсации страхования по безработице.  Два последних запроса к министру затрагивали темы доставки пенсий по месту жительства, и лечения зубов у лиц с психическими недостатками.
При обсуждении поправок к законам в очередной раз  не было поддержано предложение  центристов об изменении закона о пенсионном страховании. Параграф 12 Закона о пенсионном страховании определяет начисление годового коэффициента от величины перечисленного социального налога за работающего. Следует напомнить, что пенсия по старости состоит из трех частей: во-первых, базовой части, во-вторых, части по стажу, и, наконец, части по страхованию. Базовая часть для всех одинакова, и в прошлом году ее размер составлял 1793 кроны, или  35% от средней пенсии. Вторая часть начисляемой пенсии зависит от отработанных лет в пересчете на годовой коэффициент.  Те, у кого величина заработной платы составляет среднюю по стране, при начислении за год  получают коэффициент, равный единице. Тем же, у кого зарплата минимальная, необходимо работать три года, для того, чтобы получить годовой коэффициент, равный единице.  При такой системе начисления позиции людей, получающих минимум, конечно, хуже. По состоянию на начало октября прошлого года среди получающих пенсию по старости было 65 215 человек, у которых годовой коэффициент меньше единицы. Как видим, к сожалению, коэффициент размером в единицу доступен далеко не для всех. Средняя величина брутто-заработной платы в 2009 году была 12 057 крон. Для многих это очень высокая планка, ведь на величину средней зарплаты в стране влияют люди с высокими доходами.  Конечно, в данной ситуации могут звучать мысли о необходимости лучше работать, чтобы больше получать, при этом работодатель будет платить больший социальный налог, который даст более высокий годовой коэффициент для начисления пенсии. Но, на данный момент, сама система начисления молода относительно общего трудового стажа многих людей, да и экономическая ситуация оставляет желать лучшего. В будущем при таком положении может возрасти удельный вес получающих народную пенсию, что принесет новые социальные проблемы. Это значит, что систему надо менять уже сейчас. Но, увы, мнение центристов вновь не было услышано.
Вторая тема, о которой хотелось бы рассказать сегодня, касается документа, представленного правительством на рассмотрение в парламентскую комиссию по охране окружающей среды. Это Программа развития лесного хозяйства до 2020 года. Обсуждение (в первом чтении) программы в большом зале состоялось на этой неделе. Основой для нее служит Закон о лесе, который предписывает составление, или, правильней сказать, пересмотр ранее принятых программ развития лесного хозяйства каждые десять лет. Предыдущая программа была составлена на 2001-2010 годы и утверждена  парламентом в 2002 году.
Проект новой программы - документ почти на 40 листах машинописного текста, -  описывает методы и средства работы для достижения целей лесного хозяйства. Поскольку лес является восстанавливаемым богатством государства, в обсуждаемом документе приведены требования использования и постоянного прогнозирования  состояния лесных массивов страны.
Документы подобного уровня требуют согласования с директивами законодательных и исполнительных структур в Брюсселе. Впрочем, это характерно для многих принимаемых на уровне государства документов в последние годы.
Многие отмечают, что в последнее время уменьшилось передвижение груженных лесом машин по нашим дорогам. Видимо, это результат снижения спроса на рынке.
Объем доступных лесных запасов в Эстонии определен в размере 12-15 миллионов кубометров лесного материала в год. По оценке специалистов, именно таков прирост леса в течение года.
Сосновые леса (самые старые по возрасту)  занимают 34,4% общей площади лесных угодий; березовые леса (подвергшиеся наиболее интенсивной вырубке) расположены на территории в 30,5% лесов, а еловые занимают только 16,2% общей площади лесов. Значительную часть от всей площади составляют смешанные леса. В ближайшие 20 лет наиболее спелыми для производственной вырубки будут березовые леса.
Промышленная вырубка леса требует его интенсивного восстановления. Для многих в Эстонии это бизнес, дающий как работу, так и доход для расширения производства. В государстве зарегистрировано 213 предприятий, занимающихся выращиванием посадочного материала. В год они продают 15 -18 миллионов молодых саженцев, из них в наши леса высаживается около 13 миллионов.
По статистике, в период 1991-2008 гг. по многим причинам погибало в год в среднем  2 200 гектаров леса, что составляет 0,1% от всей площади лесов. Причины гибели -штормовые ветры, пожары; кроме того, как ни странно, леса нередко болеют.
Особое место занимают в структуре лесов охраняемые площади заповедников, которые за последние 15 лет увеличились с 57 тысяч га до 208 тысяч га. Новая программа развития лесного хозяйства ставит задачу довести эти площади до 10% от всей территории лесов.  
Для доступа ко всем уголкам лесов и создания благоприятных условий роста для древесины созданная система орошения охватывает 26% территории лесных массивов.
Требования  Евросоюза к Эстонии в области восстанавливаемых источников энергии достаточно конкретны. К 2020 году доля энергии, получаемой из них, должна составлять 25% в общем объеме потребляемой энергии. В электроэнергии эта цифра должна составлять 15%. Доля биотоплива в общем объеме топлива, используемого транспортом в государстве, должна составить 10%.
Сегодня доля энергии, получаемой из восстанавливаемых  источников, составляет 16-19% от общего ее объема, доля биотоплива исчисляется в 1%. Сможем ли мы выйти на заданные Брюсселем цифры к 2020 году, покажет время.


Валерий Корб,
депутат Рийгикогу