Первая - это запрос центристов о необходимости существования Агентства по климату и энергетике в нынешней экономической ситуации. Запрос был направлен государственному контролеру Михкелю Овийру. Чтобы понять суть проблемы, надо вернуться несколько назад по времени. Думаю, уважаемый читатель помнит ситуацию в прошлом году, когда из правящей коалиции вышли социал-демократы, и у реформистов с исамаалийтовцами не было большинства голосов в парламенте. Для получения необходимого количества голосов на помощь их коалиции пришла фракция партии зеленых. Помощь была оценена, и зеленые добились получения в бюджете этого года на организацию Агентства по климату и энергетике 86 миллионов крон. На момент принятия решения о создании данного учреждения мало кто понимал его задачи, а также то, что в государстве уже существует подобная структура, имя которой KredExi. Интересно, что решение о создании Агентства, было принято 18 июня 2009 года, в день, когда был одобрен второй дополнительный государственный бюджет.
Теперь о некоторых оценках со стороны главного государственного контролера по деятельности созданного в прошлом году агентства. М. Овийр признал, что задачи, которые ставились при его создании, не выполнены. Сегодня практически нет деятельности в климатической области. Как сказал министр финансов Юрген Лиги об агентстве, о котором идет речь, «никто не знает, что это за зверь». Задание правительству от парламента о том, чтобы к 15 сентяря 2009 года подготовить базовые документы, осталось практически не выполненным. Да и финансовая стратегия вызывает удивление. Например, Совет агентства принял решение о строительстве гольфцентра, о выделении на строительство двух домов 4,6 миллионов крон, об оплате труда консультанта в размере тысячу крон в час....
О ситуации знают и премьер-министр Андрус Ансип, и министр экономики Юхан Партс, но, видимо, наблюдающееся разбазаривание средств их вполне устраивает, и дает возможность уверенно говорить о светлом будущем.
Вторая тема, которую достаточно долго обсуждали на прошлой неделе - и о ней надо обязательно говорить, - это взаимоотношения между государством и местными самоуправлениями. Затрагивая эту тему, часто используется термин «партнерство». Партнерство в организации работы общественного транспорта, образования, медицины...
Не хочу сказать, что его совсем нет, но государство тут обычно действует с позиций старшего брата, часто не спрашивая даже мнения младшего. Особенно этот диктат стал заметен в последние годы, когда в экономике дела шли (и сейчас еще идут) не лучшим образом, когда надо было подогнать показатели экономики государства под установленные Евросоюзом требования для входа в зону евро. Расширяя круг проблем, которыми должны заниматься волости и города, волевым решением перекладывая на них часть своих обязанностей, «старший родственник» загоняет многие самоуправления в угол. Например, бюджеты самоуправлений приведены в такое состояние, что во многих из них люди работают не полную неделю, уменьшается объем и качество услуг, оказываемых населению. То есть, в конечном счете, страдают простые жители.
Чрезмерная концентрация в руках государства финансовых средств, наглядные примеры их неудачного распределения через не готовые для работы структуры дают негативный результат. Интенсивная централизация всевозможных ресурсов создала основной источник противоречий между центральной властью, и властью на местах. Особенно это касается самоуправлений, чьи бюджеты находятся на дотации со стороны государства. Местные налоги в нашем государстве в общей структуре доходов местных самоуправлений составляют только 1%. Повторяю: один процент! А вот в Дании, Швеции они составляют более 70% в структуре доходов самоуправлений. Показатель величины местного налога по Эстонии самый низкий в Евросоюзе. В соседней Латвии, которую часто критикуют за состояние экономики, он составляет 7%. Между тем понятно, что самоуправление является более самостоятельным и дееспособным, когда обладает своими источниками доходов, а не выступает в роли просителя у государства.
Сегодня официальная государственная статистика говорит, что у нас в стране 12,5% безработных, но «Евростат» дает другую цифру - 18,6%. Признаюсь, что склонен больше верить данным, которые предоставляет европейская статистика: там больше опыта, больше независимости. А это уже вопрос доверия к информации, которую дает нам наше правительство.
Осмелюсь утверждать, политика государства по отношению к местным органам самоуправления выглядит близорукой. Посмотрите на отношение политиков правящей коалиции к нашей столице. Нетрудно заметить, что стабильных взаимоотношений, на базе которых развивались бы инфраструктура и экономика самого большого самоуправления, где проживет третья часть населения государства, практически нет. Шансов для установления контактов предостаточно, начиная с возможности пожать друг другу руку у ворот, где веками проходили традиционные встречи Верхнего и Нижнего города. Более того, любая инициатива столичных властей воспринимается как попытка очернить власть коалиции.
Для сравнения: в Тарту, где у власти партии, входящие в правительственный коалиционный блок, самоуправление ведет, как и в столице, поиск возможностей создания социальных рабочих мест. Работа тартуской городской управы в этом направлении воспринимается правящими партиями как естественный процесс, а любая аналогичная инициатива столичной горуправы трактуется чуть ли не как преступление. Правительственная коалиция протащила большинством голосов закон, отменяющий постановление городского собрания столицы о местном налоге на торговлю, лишив город еще одного источника доходов.
Понедельник был в Рийгикогу чем-то вроде маленького государственного праздника: премьер-министр сделал политическое заявление по случаю передачи на рассмотрение парламента проекта государственного бюджета на 2011 год. Во втором предложении своей речи А. Ансип сообщил депутатам и общественности о том, что Европейская комиссия предсказывает Эстонии в следующем году самый большой экономический рост по всему Евросоюзу. Для тех, кто следит каждый год за абсолютной величиной государственного бюджета, хочу сообщить, что его величина будет составлять 6 миллиардов (конечно, евро). Правда, бюджет предложен с дефицитом 250 миллионов евро, что составляет 1,6% валового национального продукта.
Главный министр пообещал, что социальные программы не будут уменьшены ни на один евроцент. Это, конечно, радует. Но вот факты: в этом году размер средней пенсии во втором квартале по Эстонии составлял 4 258 крон (290 евро), а у наших соседей финнов средняя пенсия составляет 18 800 крон (1 344евро). Согласитесь, Эстонии есть к чему стремиться.
Валерий Корб,
депутат Рийгикогу