вторник, 28 сентября 2010 г.

Вести из Рийгикогу, 28 сентября 2010

Вторая неделя осенней сессии  парламента была гораздо более насыщенной, чем первая. Наиболее острыми, несомненно, были две темы, на которых хочу остановиться подробнее.
Первая - это запрос центристов о необходимости существования Агентства по климату и энергетике  в нынешней экономической ситуации. Запрос был направлен государственному контролеру Михкелю Овийру. Чтобы понять суть проблемы, надо вернуться несколько назад по времени.  Думаю, уважаемый читатель помнит ситуацию в прошлом году, когда из правящей коалиции вышли социал-демократы, и у реформистов с исамаалийтовцами не было большинства голосов в парламенте. Для получения необходимого количества голосов на помощь их коалиции пришла  фракция партии зеленых. Помощь была  оценена, и зеленые добились получения в бюджете этого года на организацию Агентства по климату и энергетике 86 миллионов крон. На момент принятия решения о создании данного учреждения мало кто понимал его задачи, а также то, что в государстве уже существует подобная структура, имя которой KredExi. Интересно, что решение о создании Агентства, было принято 18 июня 2009 года, в день, когда был одобрен  второй дополнительный государственный бюджет. 
Теперь о некоторых оценках со стороны главного государственного контролера по деятельности созданного в прошлом году агентства.  М. Овийр признал, что задачи, которые ставились при его создании, не выполнены. Сегодня практически нет деятельности в климатической  области. Как сказал министр финансов Юрген Лиги об агентстве, о котором идет речь, «никто не знает, что это за зверь». Задание правительству от парламента о том, чтобы к 15 сентяря 2009 года  подготовить базовые документы, осталось практически не выполненным. Да и финансовая стратегия вызывает удивление. Например, Совет агентства принял решение о строительстве гольфцентра, о выделении на строительство двух домов 4,6 миллионов крон, об оплате труда консультанта в размере тысячу крон в час.... 
О ситуации знают и премьер-министр Андрус Ансип, и министр  экономики Юхан Партс, но, видимо, наблюдающееся разбазаривание средств их вполне устраивает, и дает возможность уверенно говорить о светлом будущем.
Вторая тема, которую достаточно долго обсуждали на прошлой неделе - и о ней надо обязательно говорить, - это взаимоотношения  между государством и местными самоуправлениями. Затрагивая эту тему, часто используется термин «партнерство». Партнерство в организации работы общественного транспорта, образования, медицины...
Не хочу сказать, что его совсем нет, но государство тут обычно действует с позиций старшего брата, часто не спрашивая даже мнения младшего. Особенно этот диктат стал заметен в последние годы, когда в экономике дела шли (и сейчас еще идут) не лучшим образом, когда надо было подогнать показатели экономики государства под установленные Евросоюзом требования для входа в зону евро. Расширяя круг проблем, которыми должны заниматься волости и города, волевым решением перекладывая на них часть своих обязанностей, «старший родственник» загоняет многие самоуправления в угол. Например, бюджеты самоуправлений приведены в такое состояние, что во многих из них люди работают не полную неделю, уменьшается объем и качество услуг, оказываемых населению. То есть, в конечном счете, страдают простые жители.
Чрезмерная концентрация в руках государства финансовых средств, наглядные примеры их неудачного распределения через не готовые для работы структуры дают негативный результат.  Интенсивная централизация всевозможных ресурсов создала основной источник противоречий между центральной властью, и властью на местах. Особенно это касается самоуправлений, чьи бюджеты находятся на дотации со стороны государства. Местные налоги в нашем государстве в общей структуре доходов местных самоуправлений составляют только 1%. Повторяю: один процент! А вот в Дании, Швеции они составляют более 70% в структуре доходов самоуправлений. Показатель величины местного налога по Эстонии самый низкий в Евросоюзе. В соседней Латвии, которую часто критикуют за состояние экономики, он составляет 7%. Между тем понятно, что самоуправление является более самостоятельным и дееспособным, когда обладает своими источниками доходов, а не выступает в роли просителя у государства.
Сегодня официальная государственная статистика говорит, что у нас в стране  12,5% безработных, но «Евростат» дает другую цифру - 18,6%. Признаюсь, что склонен больше верить данным,  которые предоставляет европейская  статистика: там больше опыта, больше независимости. А это уже вопрос доверия к информации, которую дает нам наше правительство.
Осмелюсь утверждать, политика государства по отношению к местным органам самоуправления выглядит близорукой. Посмотрите на отношение политиков правящей коалиции к нашей столице. Нетрудно заметить, что стабильных взаимоотношений, на базе которых развивались бы инфраструктура и экономика самого большого самоуправления, где проживет третья часть населения государства, практически нет. Шансов для установления контактов предостаточно, начиная с  возможности пожать друг другу руку у ворот, где веками проходили традиционные встречи Верхнего и Нижнего города. Более того, любая инициатива столичных властей воспринимается как попытка очернить власть коалиции.  
Для сравнения: в Тарту, где у власти партии, входящие в правительственный  коалиционный блок, самоуправление ведет, как и в столице, поиск возможностей создания социальных рабочих мест. Работа тартуской городской управы в этом направлении воспринимается правящими партиями как естественный процесс, а любая аналогичная инициатива столичной горуправы трактуется чуть ли не как преступление. Правительственная коалиция протащила большинством голосов закон, отменяющий постановление городского собрания столицы о местном налоге на торговлю, лишив город еще одного источника доходов.
Понедельник был в Рийгикогу чем-то вроде маленького государственного праздника: премьер-министр сделал политическое заявление по случаю передачи на рассмотрение парламента проекта государственного бюджета на 2011 год. Во втором предложении своей речи А. Ансип сообщил депутатам и общественности о том, что Европейская комиссия предсказывает Эстонии в следующем году самый большой экономический рост по всему Евросоюзу. Для тех, кто следит каждый год за абсолютной величиной государственного бюджета, хочу сообщить, что его величина будет составлять 6 миллиардов (конечно, евро). Правда, бюджет предложен  с дефицитом 250 миллионов евро, что составляет 1,6% валового национального продукта.
Главный министр пообещал, что социальные программы не будут уменьшены ни на один евроцент. Это, конечно, радует. Но вот факты: в этом году размер средней пенсии во втором квартале по Эстонии составлял 4 258 крон (290 евро), а у наших соседей финнов средняя пенсия составляет 18 800 крон (1 344евро). Согласитесь, Эстонии есть к чему стремиться. 


Валерий Корб,
депутат Рийгикогу