После летнего перерыва вновь началась работа Рийгикогу, которая будет своего рода «финишной прямой» для данного состава депутатов, поскольку в марте следующего года должны состояться очередные выборы в высший законодательный орган Эстонии.
Думаю, что в политической жизни страны можно ожидать достаточно много интересных моментов, как это было и в предыдущие годы накануне выборов любого уровня - местного, или государственного. Судя по публикациям в газетах, представлению рейтингов, прогнозов всевозможных организаций, бюро, агентств, предвыборная борьба практически уже началась. Партии готовят списки по избирательным округам, ведут расчеты относительно возможности получить голоса избирателей. Можно сказать, что уже ощутим нормальный ритм предвыборной борьбы.
Но вернемся к работе парламента. С трудом верится, что правящие партии (напомню, что бразды правления в государстве принадлежат Исамаалийту и реформистам) в нынешней ситуации будут делать особо резкие движения на законодательном поле. Они опасаются, что какие-то энергичные действия могут привести к оттоку желаемых голосов избирателей. И это касается не только законотворчества. Примеров застоя в организационной деятельности тоже хватает. Достаточно вспомнить административную реформу, буксующую целое десятилетие. О ней уже столько сказано, что как-то стыдно поднимать эту тему.
Первая неделя работы парламента не была насыщена большим количеством рассмотренных законов. Речь шла о двух документах. Во-первых, во втором и третьем чтении был рассмотрен проект Закона о внесении изменений в Закон о кормах. Обсуждение проекта проходило через комиссию парламента, занимающуюся вопросами сельской жизни. Поправки касались нименований кормов в соответствии с требованиями директив Евросоюза, условий пересечения границы импортными кормами для животноводческого комплеса страны, надзора за выполнением самого закона и устанавливаемой величиной государственной пошлины. Думаю, вы догадываетесь, что горячей дискуссии по этому документу не было.
А вот по второму закону разногласия имели место. Центристы, обсудив ситуацию на заседании фракции, приняли решение голосовать против изменения закона. Речь идет о принятом на уровне парламента документе - Законе об управлении финансовой деятельностью единиц местных самоуправлений. Это один из основных законов финансовой деятельности местных самоуправлений. Надо сказать, что его обсуждение проходило два последних года как-то не торопясь, и появление его в повестке дня Рийгикогу было достаточно неожиданным. Те, кто разбирается в условиях формирования бюджета и правил финансового управления дочерних предприятий местных самоуправлений понимают, что закон слишком серьезен, чтобы относиться к нему поверхностно. Действующие на сегодняшний день основы формирования бюджетов волостей и городов, взаимоотношений между структурами, созданными городами и волостями для оказания услуг населению, были заложены в далеком 1994 году. В проекте нынешнего закона сделано большое количество изменений в сравнении с прежним вариантом. На первом этапе работы над проектом привлекались эксперты союзов городов и объединений волостных самоуправлений, и это было правильно. К сожалению, в последние пять месяцев представителей объединений самоуправлений от работы над данным законом практически отлучили. Между тем кто, как не они, знают специфику финансовой деятельности самоуправлений. Игнорирование их мнения на финишной прямой, перед тем как внести документ на общее обсуждение парламента, не пошло на пользу делу.
В понедельник перед депутатами выступили Председатель Рийгикогу Эне Эргма и Президент Республики Тоомас Ильвес. Затем началась работа над обсуждением ранее поданных запросов нашим министрам. В последнее время все чаще депутаты задают вопросы министру экономики и коммуникаций Юхану Партсу по работе самого большого предприятия Эстонии – «Ээсти Энергия». Сначала нас интересовал вопрос рекламной компании, развернутой предприятием в средствах массовой информации и посредством печатных плакатов. Данная акция была широка по направлениям и достаточно затратна по деньгам. Возник вопрос: неужели так мало электричества покупают у этого гиганта, что он нуждается в столь мощной рекламе? Ведь на самом деле мы все волей-неволей поддерживаем родного монополиста, причем эту поддержку стабильно усиливаем благодаря неуклонно растущей цене на его продукцию. За последние два года цена на электричество для населения за киловат-час подпрыгнула с 1 кроны до 1,6 крон. За год для больших предприятий рост цен составил 40% (что, в конечном итоге, будет влиять на цену их продукции, которую оплачивает опять же население). Руководство концерна повышение цен объясняет открывающимся рынком и большими инвестициями, которых, правда, мы не видим за последние годы.
Второй вопрос, касающийся энергетики, был связан с проектом «Ээсти Энергия» по Иордании, который начался в 2006 году. Совсем недавно наш премьер-министр Андрус Ансип посетил Иорданию, где и был подписан договор между правительствами двух государств по использованию в будущем запасов тамошних сланцев. Сейчас в Иордании парламент распущен, его выборы состоятся в ноябре, поэтому все переговоры идут на уровне исполнительной власти и короля Абдуллаха Второго. Опровергая слухи о якобы 100 миллионах крон, потраченных на осуществление данного проекта со стороны «Ээсти Энергия», министр Партс заверил, что потрачено ровно в три раза меньше, а именно всего лишь 32 миллиона крон, и что никто в данный проект не собирается размещать деньги, поступающие от эстонских потребителей электроэнергии. В ходе дискуссии по этой теме было много вопросов, но на один из них, заданный коллегой Рейном Ратасом, хотелось бы обратить ваше внимание. Он спросил Ю. Партса: а какой же интерес, кроме экспорта технологии и наших знаний, имеет в данном проекте Эстония? Ответ был не только любопытен, но и замысловат: из слов министра следовало, что на этот вопрос можно будет ответить через 3-4 года (то есть, возможно, даже не следующему составу парламента), но в целом все направлено на благо налогоплательщиков и Эстонии.
В который раз мы слышим слова о будущей хорошей жизни в духе знаменитого обещания войти в первую пятерку развитых стран Евросоюза. Вы верите им? Я - нет, хотя отношу себя к оптимистам по натуре.
Валерий Корб,
депутат парламента Эстонии (Рийгикогу)
Валерий Корб,
депутат парламента Эстонии (Рийгикогу)